Руководства, Инструкции, Бланки

билет это бланк строгой отчетности

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Продажа билетов на мероприятия

Продажа билетов на мероприятия

Продажа билетов на культурные мероприятия может проводится без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи покупателю бланка строгой отчетности, т.е. билета.

Билет на мероприятие, как уже было сказано выше — это бланк строгой отчетности. Что это значит. Это значит, что наряду с показателями, характеризующими вид оформляемой операции, должны присутствовать следующие обязательные реквизиты:

  • гриф утверждения, наименование формы документа;
  • шестизначный номер;
  • серию;
  • код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
  • дату осуществления расчета;
  • наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
  • код ИНН организации;
  • вид оказываемых работ (услуг);
  • единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью.

При заполнении бланка строгой отчетности должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии, либо бланк строгой отчетности должен предусматривать отрывную часть. Корешки реализованных билетов на посещение мероприятия должны оставаться у продавца.

Художественное оформление и техническое редактирование осуществляется организацией самостоятельно.

При использовании организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом, их учет необходимо вести в специальной книге учета бланков строгой отчетности, которая должна содержать пронумерованные листы, прошнурована и подписана руководителем организации и главным бухгалтером (или же индивидуальным предпринимателем) и скреплена печатью организации или индивидуального предпринимателя.
Обратите внимание, что книга учета бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом, может вестись в произвольном порядке с учетом требований, указанных выше.
Форма книги учета бланков строгой отчетности содержит следующие реквизиты:

  • наименование книги (регистра),
  • код по ОКУД,
  • дата открытия, дата закрытия,
  • наименование учреждения (здесь нужно указать наименование организации или индивидуального предпринимателя),
  • величина условной оценки, а также номер счета, на котором ведется учет бланков строгой отчетности,
  • наименование формы бланка строгой отчетности, а также ее номер, дата операции с использованием бланка строгой отчетности,
  • содержание операции (приход или расход), а также остаток,
  • сведения о лицах которым осуществлена выдача бланка строгой отчетности или его прием, подпись лица, принявшего или же выдавшего бланк строгой отчетности.

Обратите внимание, что исправления и помарки в бланках строгой отчетности не допускаются, поэтому указанные бланки строгой отчетности перечеркиваются и прилагаются к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

Руководитель организации или же индивидуальный предприниматель должен заключить с работником, непосредственно осуществляющим операции с бланками строгой отчетности, договор о материальной ответственности.
Более того, руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен создать специальную комиссию в своей организации с целью приема бланков строгой отчетности и обеспечить их сохранность. При приеме поступающих в организацию бланков строгой отчетности работник должен составить специальный акт, который свидетельствует о соответствии поступивших бланков строгой отчетности сведениям, указанных в сопроводительных документах (товарных накладных). Указанный акт подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и является основанием для принятия на учет бланков строгой отчетности. Поступление бланков строгой отчетности в организацию происходит в присутствии комиссии.
Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах или же специальных шкафах, которые в конце рабочего дня опечатываются и опломбируются.

ПОрядок заполнения, учета, хранения бланков строгой отчетности регламентированы постановлением правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (ред. от 14.02.2009) «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ»

Ответственность за нарушение требований применения бланков строгой отчетности.

В случае нарушения указанных требований КоАП РФ, в частности, в статье 14.5 предусмотрена административная ответственность в виде штрафных санкций для граждан в размере 1 500 — 2 000 руб. для должностных лиц — 3 000 — 4 000 руб. для юридических лиц — 30 000 — 40 000 руб.

Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности.

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Если организация приобретает бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом, то сумма затрат на приобретение отражается в составе затрат на приобретение материально-производственных запасов в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 09.06.2001 г. N 44н «Об утверждения положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″. Более того, суммы входного налога на добавленную стоимость организация или же индивидуальный предприниматель на основании счета-фактуры смогут принять к вычету.

Дебет 10 Кредит 60 Отражена фактическая стоимость приобретения бланков строгой отчетности

Дебет 19 Кредит 60 Отражена сумма входного налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиком

Дебет 006 Отражена условная оценка поступивших в организацию бланков строгой отчетности

Детеб 26 Кредит 10 Списаны использованные бланки строгой отчетности по учетной стоимости

Кредит 006 Отражены использованные бланки строгой отчетности по условной оценке

Дебет 006 Отражены использованные бланки строгой отчетности в условной оценке

Кредит 006 Списаны использованные бланки строгой отчетности в условной оценке

Для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25 НК РФ расходы на приобретение бланков строгой отчетности могут быть учтены либо в составе канцелярских расходов в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

© 2011 — 2012, Выпускающий редактор. Все права защищены.

билет это бланк строгой отчетности:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Квитанция электронного билета – документ строгой отчетности

    Квитанция электронного билета – документ строгой отчетности

    Иванова Е. Е.. аудитор фирмы "АУДИТ КОНТУР ПЛЮС"

    Квитанция электронного билета с 11 июля 2010 года стала документом строгой отчетности, который могут применять при продаже авиаперевозок организации и индивидуальные предприниматели. Рассмотрим, при каких условиях квитанцию могут применять при наличных расчетах с пассажирами транспортные агентства и турфирмы.

    Нормативное регулирование

    Согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…», организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. если при этом выдается бланк строгой отчетности. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

    Согласно пункту 5 Положения, если в соответствии с законодательством федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы власти утверждают указанные формы бланков документов. Статьей 786 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Таким образом, с учетом Положения при выдаче документа строгой отчетности, соответствующего утвержденной Минтрансом России форме, применение контрольно-кассовой техники не требуется.

    Минтранс России в целях оказания услуг пассажирам, а также взимания сборов и платы установил форму электронного многоцелевого документа (приказ от 18 мая 2010 г. № 116). Электронный многоцелевой документ формируется с использованием автоматизированной системы. Такой документ содержит квитанцию, электронный стоимостный, электронный контрольный, а также электронный агентский купоны. Квитанция многоцелевого документа является документом строгой отчетности и может применяться для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

    Следующим распоряжением Минтранс России внес изменения в приказ № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (приказ от 18 мая 2010 г. № 117). В соответствии с ними маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции была утверждена в качестве документа строгой отчетности при наличных денежных расчетах и расчетах с применением платежных карт организаций и индивидуальных предпринимателей с пассажирами.

    Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие авиаперевозки за наличный расчет и по платежным картам, могут использовать маршрут/квитанцию электронного пассажирского билета в качестве бланка строгой отчетности без применения контрольно-кассовой техники.

    Продажа пассажирских авиаперевозок за наличный расчет

    В настоящее время еще нет разъяснений Минтранса России по вопросам применения организациями и индивидуальными предпринимателями маршрут/квитанции электронного пассажирского билета в качестве БСО и порядка предоставления информации из автоматизированной системы перевозчика. При этом пунктом 12 Положения определено, что организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны предоставлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

    Очевидно, что такую информацию могут предоставить только те организации, которые состоят в договорных отношениях с перевозчиком или агентом перевозчика, бронируют места и выкупают авиабилеты через системы бронирования.

    Как правило, авиабилеты продают населению транспортные агентства и турфирмы.

    Чаще всего организации заключают с авиакомпаниями посреднические договоры. По таким договорам организация, выполняя роль посредника, обязуется оформить и продать авиабилеты по требованиям и правилам, устанавливаемым авиакомпанией. За свои услуги организация получает агентское вознаграждение от авиакомпании, которое будет являться ее доходом. Причем по правилам многих авиакомпаний вознаграждение посредника входит в стоимость авиаперелета, указываемой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета. Обычно прямые договоры с авиакомпаниями заключают более крупные агентства. Они бронируют места и выкупают авиабилеты через системы бронирования.

    Как правило, в договоре между перевозчиком и агентом, реализующим авиабилеты, оговаривается, что перевозчик предоставляет агенту доступ в автоматизированную систему бронирования, используемую перевозчиком, либо обязанность агента иметь систему бронирования, используемую данным перевозчиком. Агент имеет в системе бронирования идентификационный номер (валидатор), проставляемый на бланках строгой отчетности. Причем такой номер присваивается каждому филиалу агента. Многие из таких агентств являются членами Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА). Членство в ИАТА позволяет заключать прямые договоры с авиакомпаниями, являющимися членами ИАТА, бронировать и выписывать билеты на их рейсы. Получить доступ к системе можно, заключив договор на доступ к автоматической системе бронирования (АСБ).

    Небольшие агентства обычно осуществляют бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпаний, имеющих договоры с авиаперевозчиками. Такие агентства заключают с прямыми агентами перевозчика субагентские договоры. При бронировании электронных билетов они применяют номер агента, заключившего с ним договор.

    Таким образом, продавать авиаперевозки за наличный расчет с применением в качестве БСО маршрут/квитанции могут агентства и турфирмы, которые бронируют места через систему бронирования и имеют в ней свой номер. Однако, если стоимость заказа пассажира включает дополнительные услуги агентства или турфирмы, то есть превышает стоимость заказа, указанную в маршрут/квитанции, следует применять ККТ.

    Если турфирма реализует авиабилеты в составе турпродукта, то при наличных расчетах с населением можно применять БСО «Туристская путевка» (она утверждена приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н).

    При осуществлении наличных расчетов с применением маршрут/квитанции необходимо определиться с порядком оприходования денежных средств в кассу организации и отчетными документами. Выбранный порядок учета денежных средств рекомендуем отразить в учетной политике организации, приказе или ином распорядительном документе. Очевидно, что при каждой продаже надо распечатывать маршрут/квитанцию. В конце дня следует составить реестр документов и приложить к нему маршрут/квитанции. Кроме этих документов необходимо сформировать в системе бронирования и распечатать отчет по продажам.

    Можно приходовать в кассу денежные средства при каждой продаже электронного билета. В приходном кассовом ордере в качестве основания платежа следует указывать номер билета, а также фамилию, имя и отчество пассажира. При больших объемах продаж рекомендуем приходовать деньги в конце дня по реестру.

    Требования выписывать БСО при оплате услуг платежными картами определены пунктом 20 Положения. Однако они соответствуют ситуации, когда организация применяет свои БСО, изготовленные в типографии. Так как из системы бронирования выводится отдельный реестр по кредитным картам, квитанции по картам распечатываем и храним обособленно от тех, по которым получили наличные денежные средства. Кроме того, при расчетах с применением карт рекомендуем руководствоваться разъяснениями Минтранса России и налоговых органов.

    Маршрут/квитанции электронного пассажирского билета подтверждают расходы

    В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Пассажиры, которым необходимо подтвердить расходы на перевозку, например, перед бухгалтерией, смогут использовать для этого квитанцию электронного авиабилета.

    Кроме того, утверждение электронного билета в качестве документа строгой отчетности позволит приобретать услуги по воздушной перевозке и получать документ строгой отчетности в офисе или дома, распечатав направленную на его электронный адрес квитанцию электронного билета.

    Рекомендуйте статью коллегам:

    Как правильно продавать входные билеты на мероприятия

    Как правильно продавать входные билеты на мероприятия "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЛЕТНОГО ХОЗЯЙСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 марта 2005 г. N 7-01-16/08

    Одним из направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в Российской Федерации является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий.

    Данные виды деятельности учреждений культуры и искусства социально значимы, признаются некоммерческими, как не направленными на систематическое извлечение прибыли, и считаются услугами, поскольку представляют собой деятельность учреждения культуры и искусства, не имеющую материального результата.

    Вместе с тем учреждения культуры и искусства вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, в частности, оказывать услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок.

    В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация данных видов услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС, если одновременно соблюдаются следующие три условия:

    во-первых, реализуются и (или) распространяются входные билеты, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности,

    во-вторых, реализация и (или) распространение происходит на территории Российской Федерации,

    в-третьих, такую реализацию и (или) распространение осуществляет учреждение культуры и искусства.

    Действующим законодательством (абзац пятый пункта 20 части 2 статьи 149 НК РФ) к учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены, независимо от их организационно-правовой формы, следующие организации: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

    Поскольку иное не установлено действующим законодательством, то, основываясь на требованиях абзаца первого пункта 1 статьи 49, абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, средством, позволяющим определить принадлежность организации к учреждениям культуры и искусства, являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны в том числе предмет и цели ее деятельности. Практика хозяйствования свидетельствует о необходимости также подтверждения такой принадлежности через присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенного с 1 января 2003 г. на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

    Таким образом, реализацией входных билетов признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на указанные билеты как товары другим лицам, в том числе другим учреждениям культуры и искусства. Распространением входных билетов признается деятельность, направленная на их массовую реализацию.

    Учреждения культуры и искусства вправе осуществлять услуги по реализации и распространению входных билетов на посещение культурного мероприятия как за наличный, так и безналичный расчет.

    В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

    В настоящее время, до определения Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ специального порядка, действуют ранее принятые правовые нормы, в частности Приказ Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности", изданный во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, действующего, в свою очередь, в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ, и письмо Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70, в соответствии с которым документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серию; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дату осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью. Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    (От редакции: напомним, что новый порядок работы с бланками строгой отчетности уже принят, см. Правовед N 13.)

    Как установлено абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, бланки строгой отчетности приравнены к кассовым чекам. По указанной причине корешки реализованных (распространенных) входных билетов на посещение культурного мероприятия должны оставаться у того лица, которое реализовало (распространило) соответствующие бланки строгой отчетности населению за наличный расчет.

    Таким образом, если учреждение культуры и искусства для массовой реализации входных билетов на посещение культурного мероприятия сотрудничает с распространителем, Министерство рекомендует вести раздельный учет билетов-бланков строгой отчетности, реализованных за наличный расчет учреждением культуры самостоятельно через свою кассу, и билетов, переданных за безналичный расчет другой организации для распространения.

    В случае реализации билетов за безналичный расчет они передаются распространителю на основании приемо-сдаточного акта, накладной, иного документа, подтверждающего факт передачи товарно-материальных ценностей, который служит отчетным документом по реализованным за безналичный расчет билетам-бланкам строгой отчетности.

    Учреждение культуры и искусства может само изготавливать или заказывать изготовление билетов. Также является правомерным предоставлять по договору распространителям право заказывать изготовление билетов для учреждения культуры и искусства, при этом в договоре целесообразно указывать, что билеты-бланки строгой отчетности с момента их изготовления являются собственностью заказчика и считаются переданными для распространения.

    В случае если учреждение культуры и искусства передает билеты распространителю, то оно вправе потребовать от последнего отчета о реализованных и нереализованных билетах, возврата нереализованных билетов, перечисления в свою пользу денежных средств за реализованные распространителем билеты.

    В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителем, использующим автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, то в договор с указанной организацией целесообразно включать условие о том, что билет, изготавливаемый распространителем для учреждения культуры и искусства, считается переданным распространителю с момента передачи ему в электронной форме сведений об этом билете. При этом моментом передачи таких сведений считается момент изготовления распространителем билета-бланка строгой отчетности с их использованием. В этом случае корешки билетов-бланков строгой отчетности остаются у распространителя, осуществившего распространение населению входных билетов за наличный расчет.

    Билеты из хранящегося в учреждении культуры и искусства комплекта, содержащие те же сведения, что и билеты, реализованные распространителем через автоматизированную информационную систему их продажи, должны погашаться учреждением культуры и искусства в порядке, установленном приказом руководителя.

    Все о бланках строгой отчетности

    Все о бланках строгой отчетности

    В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.

    Кто может не применять ККТ

    О пределенная категория организаций и индивидуальных предпринимателей в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения вправе производить денежные расчеты без применения ККТ. Это возможно при осуществлении следующих видов деятельности (п. 3 ст. 2 закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», далее – Закон № 54-ФЗ):

    • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта;
    • продажи ценных бумаг;
    • продажи лотерейных билетов;
    • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
    • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
    • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
    • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;
    • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
    • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
    • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
    • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
    • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
    • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей;
    • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

    Также могут осуществлять денежные расчеты без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта.

    А теперь посмотрим, что говорит законодательство о применении бланков строгой отчетности. Так вот, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Виды услуг населению можно посмотреть в «Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)», утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163. Не так давно постановлением Правительства от 06.05.2008 г. № 359 было принято новое «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Положение).

    Учтите, что приходные кассовые ордера и квитанции к ним не являются бланками строгой отчетности (письмо УФНС по г. Москве от 05.09.2006 г. № 22-12/78389).

    Новые правила

    Новое Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности (далее – БСО), приравненного к кассовому чеку. Также в Положении прописан порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

    Форма бланка

    Итак, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (п. 2 Положения).

    Бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения):

    • наименование документа, шестизначный номер и серию;
    • наименование и организационно-правовую форму – для организации;
    • фамилию, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;
    • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
    • ИНН;
    • вид услуги;
    • стоимость услуги в денежном выражении;
    • размер оплаты;
    • дату осуществления расчета и составления документа;
    • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции, и правильность ее оформления, его личную подпись, печать;
    • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

    Согласно пункту 5 Положения бланк документа может быть изготовлен типографским способом либо сформирован с использованием автоматизированной системы. Причем типографский документ должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа, год выполнения, тираж). Также изготовитель проставляет на каждом бланке серию и номер документа (п. 9 Положения).

    Инструкция по заполнению БСО

    Бланк документа заполняется четко и разборчиво. При этом не допускаются никакие исправления. Вместе с тем испорченный либо неправильно заполненный бланк перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся (п. 10 Положения).

    При заполнении БСО одновременно оформляют не менее одной копии документа. Как вариант – сам бланк должен иметь отрывные части (п. 8 Положения).

    Как мы уже отметили, формирование бланков документов может быть произведено и посредством автоматизированной системы. Правда, вряд ли многие смогут этим воспользоваться. Дело в том, что требования по этому пункту весьма жесткие. Итак, для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований (п. 11 Положения):

    • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
    • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

    По требованию налоговых органов все организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить им информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

    Учет бланков

    Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств, договор о материальной ответственности (п. 14 Положения).

    Все поступившие бланки документов принимаются ответственным за это работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Проверке подвергается соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах. Далее составляется соответствующий акт приемки, который утверждается руководителем и является основанием для принятия документов на учет (п. 15 Положения).

    Учет бланков, изготовленных типографским способом, ведется по наименованиям, сериям и номерам в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью либо штампом (п. 13 Положения). Имейте в виду, что форма книги законодательно не утверждена, поэтому вы вправе разработать ее самостоятельно. При желании можете воспользоваться книгой учета бланков строгой отчетности, утвержденной для бюджетников приказом Минфина от 23.09.2005 г. № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

    Инвентаризация

    Как правило, ревизию бланков строгой отчетности осуществляют в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (п. 17 Положения). Проверку фактического наличия бланков производят по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам (п. 3.41 приказа Минфина от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).

    Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными применяют форму ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности», утвержденную постановлением Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». До начала инвентаризации от материально ответственных лиц берут расписку, которая включена в заголовочную часть инвентаризационной описи. Опись оформляют в двух экземплярах. При наличии бланков документов, нумеруемых одним номером, составляют комплект с указанием количества документов в нем. При смене материально ответственных лиц опись делают в трех экземплярах.

    Все бланки хранятся в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании каждого рабочего дня место хранения опечатывается или опломбировывается (п. 16 Положения). Упакованные в опечатанные мешки копии документов, подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее истечения месяца со дня проведения инвентаризации копии документов можно уничтожить на основании соответствующего акта, составленного комиссией, образованной руководителем (п. 19 Положения).

    Порядок применения

    Теперь рассмотрим порядок применения документов за наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

    Заметим, что при осуществлении смешанной оплаты (одна часть услуги оплачивается наличными деньгами, а другая – с использованием платежной карты) выдачу документа и сдачи, а также возврат платежной карты производят одновременно.

    Вопросы и неясности по новому Положению

    А теперь проведем небольшой сравнительный анализ постановления Правительства от 31.03.2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Постановление № 171) с новым Положением.

    1. Раньше формы бланков утверждал Минфин при обращении к нему заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг (п. 3 и п. 12 Постановления № 171). В новом Положении данная функция вообще не прописана.
    2. Теперь непонятно, как будет выглядеть бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Ранее обязательные реквизиты такого БСО были четко определены в пункте 6 Постановления № 171.
    3. Новым Постановлением допускается формирование бланка документа с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). Правда, слова о том, что «автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет» (подп. а п. 11 Положения), «убивают» всю прелесть данного новшества.
    4. Теперь БСО должен обязательно содержать информацию о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (подп. в п. 3 Положения). Вот тут и возникает вопрос, как возможно заполнить эти реквизиты, к примеру, на обычном троллейбусном билете?
    5. И, наконец, пока совершенно неясно, какими же полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению (п. 5 Положения)?

    Отметим, что это далеко не все вопросы, которые возникают при прочтении нового Положения.

    Новые и старые бланки

    Сразу скажем, что данное Положение продлило действие форм старых бланков строгой отчетности . утвержденных еще до вступления в силу Постановления № 171, до 1 декабря 2008 года (см. Таблицу 2).

    В свою очередь формы бланков, утвержденные в соответствии с Постановлением № 171 до вступления в силу нового Положения, могут применяться лицами, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы были установлены (см. Таблицу 1). Вместе с тем формы документов, утвержденные до вступления в силу последнего Положения для услуг, в отношении которых порядок их утверждения определен по-новому, могут применяться до их установления в соответствии с уже новым Положением. Данное правило касается бланков, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти. Также при необходимости исключения из формы бланка документа определенных реквизитов (о размере оплаты, дате расчета и данных о лице, ответственном за совершение операции) при оказании услуг учреждениями культуры и услуг физической культуры и спорта утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Новые бланки строгой отчетности

    Отметим, что печальная участь постигла бланк строгой отчетности «Туристская путевка», утвержденный приказом Минфина от 09.07.2007 г. № 60н. Решением Верховного Суда от 12.02.2008 г. № ГКПИ07-1144 данная форма была признана недействующей. Арбитры сказали, что все бланки строгой отчетности, кроме обязательных реквизитов, могут содержать дополнительные данные, характеризующие специфику деятельности организации. Исходя из этого суд посчитал, что форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» должна содержать информацию об условиях путешествия.

    Бланки строгой отчетности, действующие до 01.12.2008 г.

    Теперь рассмотрим сферы применения форм бланков строгой отчетности (см. Таблицу 3).

    Применение форм бланков строгой отчетности

    Теперь посмотрим, когда, по мнению чиновников, для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению, денежные расчеты должны осуществляться с применением ККТ либо посредством безналичных расчетов:

    • при сдаче внаем собственного недвижимого имущества (письмо Минфина от 04.04.2008 г. № 03-01-15/4-106);
    • при оказании транспортно-экспедиторских услуг (письмо Минфина от 21.03.2008 г. № 03-01-15/3-78);
    • при оказании платных юридических услуг (письма Минфина от 29.01.2008 г. № 03-01-15/1-22, от 20.04.2007 г. № 03-01-15/4-114, от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-84, от 26.01.2007 г. № 03-01-15/1-38);
    • при оказании услуг по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси (письма Минфина от 24.01.2008 г. № 03-01-15/1-14 и от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-447);
    • при оказании услуг по электроэнергии (письмо Минфина от 18.01.2008 г. № 03-01-15/1-10);
    • при оказании риэлтерских услуг населению (письмо Минфина от 19.12.2007 г. № 03-01-15/16-460);
    • при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями образовательных услуг (письмо Минфина от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-451);
    • при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг правового характера (письмо Минфина от 29.11.2007 г. № 03-01-15/16-442);
    • при оказании услуг по дизайну интерьера (письма Минфина от 31.10.2007 г. № 03-01-15/14-388 и от 13.06.2007 г. № 03-01-15/6-180);
    • при оформлении расчетов со сдатчиком ювелирных изделий и лома из них (письма Минфина от 21.09.2007 г. № 03-01-15/11-351 и от 27.04.2007 г. № 03-11-04/3/133);
    • при оказании деятельности по преподаванию ритмики и бальных танцев (письмо Минфина от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-83);
    • при добыче песчано-гравийного материала (письмо Минфина от 24.01.2007 г. № 03-01-15/1-34);
    • при оказании услуг, связанных с деятельностью творческого характера (письмо Минфина от 11.12.2006 г. № 03-01-15/12-342);
    • при ксерокопировании, выводе документов на бумагу, закачивании файлов на сотовые телефоны (письмо Минфина от 14.07.2006 г. № 03-01-15/6-182).

    Учтите, что освобождение от применения контрольно-кассовой техники при отключении электроэнергии не предусмотрено (письма Минфина от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, от 13.07.2005 г. № 03-01-20/3-129, от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, ФНС 19.04.2005 г. № 22-3-11/611@). Отметим, что раньше таким бланком строгой отчетности была специальная форма чека, утвержденная письмом Минфина от 12.03.1999 г. № 16-00-24-32.

    Бухгалтерский учет бланков

    Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 «Бланки строгой отчетности» (приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»). При этом документы учитывают на счете 006 в условной оценке. Аналитический учет ведут по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

    В бухгалтерском учете делают следующие проводки:

    • Дебет 60 Кредит 50 (51) – оплачены бланки строгой отчетности;
    • Дебет 10 Кредит 60 – получены бланки строгой отчетности;
    • Дебет 006 – получены бланки строгой отчетности;
    • Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по приобретенным бланкам строгой отчетности;
    • Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19 – отражен вычет по НДС;
    • Дебет 20 (26) Кредит 10 – списаны бланки строгой отчетности;
    • Кредит 006 – списаны с учета бланки строгой отчетности.

    Отметим, что финансисты в письме от 17.05.2005 г. № 03-03-02-04/1/123 предлагают упрощенцам учитывать затраты по оплате стоимости приобретаемых бланков строгой отчетности как расходы на канцелярские товары в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. По аналогии получается, что для лиц, использующих обычную систему налогообложения, в этом случае можно воспользоваться подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса «расходы на канцелярские товары». По нашему мнению, не будет ошибкой списывать БСО и в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».

    Соответственно, для индивидуальных предпринимателей затраты на бланки относятся к расходам на канцелярские товары либо другим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 13 п. 47 и подп. 19 п. 47 приказа Минфина и МНС от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»).

    Ответственность

    Отметим, что неприменение бланков строгой отчетности является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

    В данном случае административный штраф составит:

    • на граждан – от 1 500 руб. до 2 000 руб.;
    • на должностных лиц – от 3 000 руб. до 4 000 руб.;
    • на юридических лиц – от 30 000 руб. до 40 000 руб.

    Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (п. 2.4 КоАП РФ).