Руководства, Инструкции, Бланки

устав органа общественной самодеятельности образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья 12

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях"

Статья 12. Орган общественной самодеятельности

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Открыть полный текст документа

Видео

устав органа общественной самодеятельности образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ - Студопедия

    ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ

    С ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

    В статье речь пойдет о том, что органы общественной самодеятельности должны быть приведены в соответствие с такой формой некоммерческих юридических лиц, как общественная организация.

    Цели создания органа общественной самодеятельности связаны с удовлетворением потребностей граждан, и потому создаются они по месту жительства, работы или учебы.

    Органы общественной самодеятельности имеют только учредителей и участников, но не имеют членов.

    Работники организации имеют право создать в организации орган общественной самодеятельности, который и будет представлять их в переговорах с работодателем. Это будет не имеющая членства общественная организация. Она обязана принять устав и программу деятельности. В уставе необходимо подробно определить уставные задачи: например, защита профессиональных интересов или интересов наемных работников и так далее (Постановление ФАС Московского округа от 25 марта 2001 года N КА-А40/2555-99 по делу N А40-9245/99-96-114).

    Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в качестве одной из форм местного самоуправления регламентирует порядок осуществления территориального общественного самоуправления.

    Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

    Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

    Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

    Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

    Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

    Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

    Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

    Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

    К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

    - установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

    - принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

    - избрание органов территориального общественного самоуправления;

    - определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

    - утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

    - рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

    Органы территориального общественного самоуправления:

    - представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

    - обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

    - могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

    - вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

    В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

    - территория, на которой оно осуществляется;

    - цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

    - порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

    - порядок принятия решений;

    - порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

    - порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

    Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

    Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    Территориальное общественное самоуправление не относится к субъектам гражданского права, к которым в соответствии с пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Поэтому те органы территориального общественного самоуправления, которые не зарегистрированы в качестве юридического лица, обладают статусом субъекта муниципальных правоотношений, но не обладают статусом субъекта гражданских правоотношений. Следовательно, реализация отдельных полномочий таких органов территориального общественного самоуправления практически в этом случае не осуществима.

    Хотя Закон N 131-ФЗ и называет организационно-правовую форму территориального общественного самоуправления как юридического лица (вида участника гражданских правоотношений) некоммерческой организацией, но не определяет вид организационно-правовой формы некоммерческой организации, в которой оно может создаваться. Такое право принадлежит самим участникам территориального общественного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и другими законами об отдельных видах некоммерческих организаций, в том числе и комментируемым.

    Однако не любая организационно-правовая форма некоммерческой организации пригодна для создания и деятельности территориального общественного самоуправления. Выбор такой формы должен определяться в первую очередь возможностью в наибольшей степени способствовать территориальному общественному самоуправлению как субъекту гражданского права и как субъекту муниципальных правоотношений, а также реализации интересов его участников (граждан).

    Обратите особое внимание!

    Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

    Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены.

    В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

    Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

    Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

    - потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    - общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

    - ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

    - товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

    - казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

    - общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

    - фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

    - учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

    - автономных некоммерческих организаций;

    Соответственно органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления должны создаваться в такой форме некоммерческих юридических лиц, как общественная организация.

    В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

    Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

    Таким образом, согласно этой норме общественные организации относятся к корпоративным юридическим лицам (корпорациям).

    Статья 123.1 ГК РФ регламентирует, что некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1 ГК РФ), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

    Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

    Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

    Такая организация является собственником своего имущества.

    Ее уставом может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

    Статья 123.4 ГК РФ регламентирует, что общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

    Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

    Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

    Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном ГК РФ.

    Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

    Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

    Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации (статья 123.5 ГК РФ).

    В силу статьи 123.6 ГК РФ участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

    Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

    Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

    Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

    Статья 123.7 ГК РФ закрепляет особенности управления в общественной организации. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 ГК РФ, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

    В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

    По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

    Отмечаем, что пункт 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации (товарищество собственников недвижимости относится к корпорациям, как мы отмечали выше) относит:

    - определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

    - утверждение и изменение устава корпорации;

    - определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

    - образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    - утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    - принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    - принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

    - избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

    Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

    Вопросы, отнесенные ГК РФ и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.

    Статья 12 Закон об Общественных объединениях

    Статья 12. Орган общественной самодеятельности
    [Закон «Об общественных объединениях»] [Глава I] [Статья 12]

    Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

    Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

    В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

    Поделись с Друзьями

    1 комментарий к записи “Статья 12 Закон об Общественных объединениях. Орган общественной самодеятельности”

    Статья 12. Орган общественной самодеятельности

    1. Органы общественной самодеятельности имеют только учредителей и участников, но не имеют членов.

    Цели их создания связаны с удовлетворением потребностей граждан и потому создаются они по месту жительства, работы или учебы.

    Отмечалось, что «работники организации имеют право создать в организации орган общественной самодеятельности, который и будет представлять их в переговорах с работодателем».

    Это будет не имеющее членства общественное объединение.

    Оно обязано принять устав и программу деятельности.

    В уставе необходимо подробно определить уставные задачи: например, защита профессиональных интересов или интересов наемных работников и т.д.»*(46))

    Действительно, Закон РФ от 11.03.1992 г. N 2490-1 (ред. от 29.06.2004 г.) «О коллективных договорах и соглашениях»*(47)) в ст. 2 указывает в числе представителей работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

    Однако, как отмечалось, на практике эти «иные представители работников» создаются очень редко и их легитимность достаточно сомнительна (например, Советы трудовых коллективов — СТК), так как они не отвечают признакам органов общественной самодеятельности, предусмотренным ст. 12 Закона об общественных объединениях.*(48)

    2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(49)) в качестве одной из форм местного самоуправления регламентирует порядок осуществления территориального общественного самоуправления.

    Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

    Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

    Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

    Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

    Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

    Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

    Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

    Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

    Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

    К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

    1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

    2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

    3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

    4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

    5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

    6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

    Органы территориального общественного самоуправления:

    1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

    2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

    3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

    4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

    В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

    1) территория, на которой оно осуществляется;

    2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

    3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

    4) порядок принятия решений;

    5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

    6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

    Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

    Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    3. В юридической литературе отмечалось*(50)), что территориальное общественное самоуправление не относится к субъектам гражданского права, к которым в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

    Поэтому те органы территориального общественного самоуправления, которые не зарегистрированы в качестве юридического лица, обладают статусом субъекта муниципальных правоотношений, но не обладают статусом субъекта гражданских правоотношений.

    Следовательно, реализация отдельных полномочий таких органов территориального общественного самоуправления практически, в этом случае, не осуществима.

    Хотя закон и называет организационно-правовую форму территориального общественного самоуправления как юридического лица (вида участника гражданских правоотношений) некоммерческой организацией, но не определяет вид организационно-правовой формы некоммерческой организации, в которой оно может создаваться.

    Такое право принадлежит самим участникам территориального общественного самоуправления в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» и другими законами об отдельных видах некоммерческих организаций, в том числе и комментируемым.

    Однако, не любая организационно-правовая форма некоммерческой организации пригодна для создания и деятельности территориального общественного самоуправления территориального общественного самоуправления.

    Выбор такой формы должен определяться в первую очередь возможностью в наибольшей степени способствовать территориальному общественному самоуправлению как субъекту гражданского права и как субъекту муниципальных правоотношений, а также реализации интересов его участников (граждан).

    Представляется, что среди организационно-правовых форм общественных объединений наиболее оптимальной для территориального общественного самоуправления является орган общественной самодеятельности, предусмотренный комментируемой статьей.