Руководства, Инструкции, Бланки

план проведения круглого стола образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья (3 класс) по теме: Как организовать и провести круглый стол

Статья (3 класс) по теме:
Как организовать и провести круглый стол
Предварительный просмотр:

Как организовать круглый стол

Переговоры и совещания в формате "круглого стола " популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по статусу. А это значительно упрощает ведение дискуссии, где каждый может смелее озвучивать свое мнение и вносить какие-то предложения.

1. За круглым столом, по наблюдениям психологов во всем мире, легче придти к какому-то консенсусу в решении важных вопросов, также проще выработать какие-то совместные стратегии для решения тех или иных проблем. Круглый стол еще потому так любим всеми, что он универсален. За ним можно собираться, чтобы обсуждать любые проблемы - от общественно-политических до научных и социальных вопросов. Но добиться успеха при проведении переговоров можно только при условии правильной подготовки данного мероприятия. Для начала нужно обязательно подготовить канцелярские принадлежности, блокноты. Все это необходимо для того, чтобы обсуждение происходило более продуктивно.

2.Также необходимо озадачиться подготовкой мультимедийной части, если такое предусмотрено мероприятием. Для этого нужно приготовить проекторы и другие передающие устройства. Для удобства присутствующих и докладчика пригодятся лазерные указки. И, конечно же, микрофоны.

3.Для создания комфортной атмосферы за столом переговоров необходимо позаботиться о некоторых факторах. Например, нужно подготовить именные бейджики для всех участников этого мероприятия, чтобы не терять время на знакомство участников друг с другом. Так же необходимо перед каждым поставить стакан и бутылочку воды. И дополнительным плюсом организаторам станут разложенные перед участниками пресс-релизы с основными направлениями беседы.

4.Конечно же, стоит позаботиться и о ведущем данного мероприятия. Так как в обсуждениях круглого стола должны принимать участие все присутствующие, то ведущий нужен, чтобы направлять беседу в основное русло и не дать бурным обсуждениям сорвать мероприятие.

5.Так же в обязанности хозяев круглого стола входит и организация кофе-брейка, который обычно проходит когда в обсуждениях намечается пауза.
Обратите внимание
Проводя круглый стол, не увлекайтесь ролью хозяина положения, все-таки круглый стол собирают для того, чтобы узнать мнение всех. И не стоит принимать решения за коллектив.

Чтобы провести идеальный круглый стол, нужно учесть еще массу дополнительных деталей, которые, на первый взгляд, к нему отношения не имеют. Например, если вы хозяева мероприятия "на выезде", необходимо заранее разработать развлекательную программу для гостей мероприятия.

план проведения круглого стола образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Магия круга, или Как организовать урок «Круглый стол» - Методика преподавания - Преподавание - Образование, воспитание и обучение - Сообщество взаимоп

    Магия круга, или Как организовать урок «Круглый стол»


    Урок в форме «круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по предмету, выявить межпредметные связи. Кроме того, урок «круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков.


    Обсудить статью
    Опубликовать свой материал

    Сидели в виде полумесяца в любви и дружбе,
    как одно целое, где никто не подозревает другого, поскольку видели друг друга.
    Чтобы могли слышать друг друга
    и спорить друг с другом, пока не выходило правильного постановления.
    Раши («Комментарии на Вавилонский талмуд»)

    Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола — выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

    Урок в форме круглого стола: подготовка и проведение Этап 1. Выбор темы

    Самый сложный этап подготовки к уроку.

    • Во-первых, тема должна изначально предполагать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, то есть быть многовариативной.
    • Во-вторых, тема должна быть хорошо изучена.
    • В-третьих, желательно, чтобы тему можно было привязать к современности, обыденной жизни, то есть она должна быть актуальной.

    Например, тема по географии "Форма Земли" никак не может быть использована для круглого стола. А вот вариация "Исторические представления о форме Земли" — вполне подходящая, так как позволяет выдвинуть разные предположения, выдвинуть аргументы в пользу той или иной версии, соотнести с настоящим положением дел.

    Чаще всего уроки в форме «круглого стола» проводят по гуманитарным предметам (литературе, истории, обществознанию). Хотя эту форму можно использовать и на уроках математики, химии, физики.

    • Математика. Например, "Способы умножения чисел: традиционные и необычные";
    • Химия. Например, тема "Металлургия", где разным группам можно дать разные задания: что такое металлургия, классификация металлических руд, производство стали, чугуна, экологическое воздействие обработки металлов и т.д.
    • Физика. Тема "Альтернативные источники энергии".
    Этап 2. Подготовка учащихся

    Спонтанно провести такой урок невозможно. Поэтому рекомендуется заранее проконсультировать учеников, рассказать о принципах организации беседы, о системе оценивания. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные (по желанию детей).

    Очень важно в ходе подготовки обсудить следующие правила:

    Правила участия в "круглом столе"
    • Регламент (по времени).
    • Взаимное уважение.
    • Недопустимость "перехода на личности".
    • Высказываться по очереди.
    • Не перебивать выступающего.
    • Активно участвовать и пр.

    Эти правила могут сформулировать и сами дети, а может предложить и учитель.

    • Правила оценивания (лаконичность, аргументированность, точность высказывания).

    Все правила желательно написать на отдельных плакатах (доске), чтобы во время проведения "круглого стола" они были перед глазами.

    Этап 3. Подготовка помещения

    Парты составляют в круг. Если предполагается использование технических средств, доски или наглядных пособий, то целесообразнее составить парты полукругом.

    1. Вступительное слово ведущего

    Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления и систему оценивания.

    2. Организация обсуждения Организация учащихся

    Вообще, формат «круглого стола» предполагает самостоятельное участие каждого ученика. Но выслушивать точку зрения каждого в классе — дело долгое и непродуктивное. Поэтому удобнее заранее сформировать микрогруппы (2-5) в зависимости от сложности и вариативности темы.

    Например, на уроке истории по теме «Политическое развитие России после свержения монархии» можно предложить детям подготовить ту или иную версию развития политической ситуации, выбрав программу определенной партии или политического деятеля.

    Или по литературе для «круглого стола» выбрана тема «Структура романа "Герой нашего времени"». Можно разделить участников на две группы:

    • первая группа будет отстаивать логическое расположение отдельных частей романа;
    • вторая группа — ту последовательность, которая предложена автором.

    Можно сформировать и третью группу учеников, которая предложит свое видение структуры этого произведения. Главное, чтобы все мнения были подтверждены аргументами.

    Формирование групп можно провести и по ролям. Например, обсуждается тема «Наркомания — бич современного общества». В одной группе могут быть «медики», в другой — «психологи», в третьей «родители», в четвертой — «наркоманы», в пятой — «юристы».

    Обсуждение вопросов

    Сколько вопросов выбрать? И какие? Все зависит от темы урока, от целей, которые ставит учитель, от степени подготовленности класса.

    Вариант 1. Рекомендуется выбрать один главный вопрос, к которому составляются несколько второстепенных. Эти дополнительные вопросы должны освещать разные аспекты главного, показывать многогранность обсуждаемой проблемы. Вопросы задает ведущий, направляя беседу и ход обсуждения.

    Одно из самых сложных затруднений в проведении «круглого стола» — формирование дискуссии. Например, предложен вопрос для обсуждения «Значение кислорода в жизни человека». Участники высказались в духе: «Да, кислороде важен и нужен». И все! Дискуссии не получается. Вот для таких ситуаций и нужны второстепенные вопросы, которые направят детей. Например, пусть одни расскажут о значении кислорода с медицинской точки зрения, другие — вспомнят о фотосинтезе, третьи приведут примеры использования кислорода в химической промышленности и т.д.

    Вариант 2. Готовятся карточки с вопросами для каждого ученика. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера, содержать простые и сложные вопросы, вопросы-загадки, вопросы-сюрпризы, шуточные вопросы.

    Для такого варианта лучше выбирать максимально общую тему, не привязанную к конкретному произведению или конкретному предмету. Например, тема обсуждения «Нужен ли идеал человеку?» (литература), «Оценка реформ Петра Великого» (история), «Математика — царица наук» (математика), «Роль иностранного языка в современном обществе» (иностранный язык).

    Вариант 3. Тему для обсуждения вовсе не обязательно формулировать вопросами. Вместо них можно предложить цитаты, задания, видеоматериал. Например, выбрана тема для обсуждения «Современный русский язык». Можно предложить учащимся цитаты классиков о значении языка, предложить видеофрагменты разных передач или кинофильмов, в которых будет продемонстрированы разные стили языка, можно представить на обсуждение язык интернета и СМС (фрагменты СМС, интернет-переписки в чатах, форумах).

    Организация дискуссии

    После выступления участника (группы) по одному из вопросов важно организовать обсуждение высказанного мнения. Поэтому важно сориентировать других участников, чтобы они не просто слушали, а задавали вопросы выступившему. Вопросы могут носить уточняющий характер, а могут содержать контраргумент.

    3. Практические задания.

    После проведения круглого стола многие учителя проводят этап «практических заданий». Он позволяет еще раз вернуться к главной теме обсуждения, но уже продемонстрировать не только знание предмета, но и практические навыки. Эту работу можно провести в виде тестов, составления кластера. инсерта. сводной таблицы. Хотя этот этап не обязателен, если в ходе обсуждения уже была привязка к настоящему времени, к практической ценности знания.

    4. Подведение итогов «круглого стола»

    Этот этап не менее важный, чем организация самой дискуссии. Совершенно недопустимо завершить урок в духе: «Спасибо за внимание и участие. Каждый вынес из урока что-то полезное. До свидания».

    На этапе подведения итогов ведущий должен:

    • напомнить о целях, которые были поставлены в начале урока;
    • кратко показать итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения;
    • сформулировать общее мнение;
    • озвучить аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии;
    • дать задание на самоподготовку.

    И только потом следует оценивание и звучат слова благодарности.

    Нюансы организации "круглого стола" на уроке
    • В какой последовательности давать слово участникам?

    Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.

    Другой вариант: в микрогруппах. Тогда слово можно представить лидеру микрогруппы, который суммирует и выскажет мнение каждого участника группы. Но желательно, чтобы для каждого вопроса выбирался другой представитель группы.

    • Как оценивать учащихся?

    Ведущему (учителю) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:

    • Средняя оценка, которая складывается из трех: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа.
    • Создать микрогруппу экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
    • В созданных микрогруппах выбрать одного «дежурного», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям.
    Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

    Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

    • Помогает обобщить изученный материал.
    • Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.
    • Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.
    • Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.
    • Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

    Из недостатков следует отметить следующие:

    • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
    • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
    • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

    Таким образом, урок в форме «круглого стола», несмотря на свою сложность, позволяет довольно объективно оценить знания учеников, их умения и навыки.

    Хотелось бы услышать мнения педагогов, которые практикуют такие уроки. В чем была главная сложность? Насколько, по вашему мнению, «круглый стол» эффективен?

    2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
    12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
    Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
    Домен: http://pedsovet.su/
    Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    О работе с сайтом
    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    План мероприятия сценарий проведения круглого стола Приложения - Сценарий - стр

    Список использованной литературы……………………………………33

    Анализ-отчет по проведенному материалу………………………….….34

    Подросток переживает кризисное состояние и проверяет на прочность царящие в мире ценности. По-прежнему для подростков, как и во все времена, важны вопросы: «кто я?» (попытка определить свою социальную сущность) и «какой я?» (поиск психологической сущности). В подростковом возрасте человек встает в позицию наблюдателя по отношению к себе, часто видит много противоречивого. Ответ на главные вопросы невозможен без углубленного самоанализа Еще один важный элемент роста самосознания – принятие себя, удовлетворение собой как личностью. Его можно достичь через самоутверждение, которое бывает социально ценным, социально приемлемым или, наоборот, асоциальным. Подростку необходимо утвердить себя в поведении (через право решать), в эмоциональной жизни (через право выбирать привязанности), в морально-ценностной сфере (через право на собственный взгляд). После детства, с его ограничением свободы, у юности очень много свободы: нет собственной семьи, постоянной работы, жизненного опыта, но есть ощущение уникальности, неповторимости и бесконечности своей жизни.

    В последние годы Российское общество подвержено негативному влиянию со стороны так называемых «неформальных» молодёжных группировок. Естественно, в России, как в других развитых демократических странах, действуют принципы демократии, но почему-то воспринимается понятие «демократия» такими формированиями в извращенном виде. Ведь свобода мысли и слова, действия не должна противоречить другим принципам, заложенным в Конституции, таким как свободе вероисповедания, свободе перемещения по территории Российской Федерации гражданами России, неприкосновенности личности и, в конце концов - праву на жизнь.

    Что толкает подрастающее поколение на вступление в «не формальные движения»? Да, это могут быть социальные условия, благоприятствующие возникновению таких удручающих последствий; напряжённый психологический климат в семье, пагубно влияющий на едва сформировавшуюся, а в отдельных случаях и не сформировавшуюся детскую психику. Как известно, систематические конфликты в семье оказывают негативное воздействие на ребёнка, в последствии его отношение к родителям перерастает в агрессию и выходит за рамки семейных; это могут быть и другие причины. Но хотелось бы напомнить, что существуют правовые последствия, наступающие за участие в таких группировках при условиях совершения ими неправомерных действий.

    При подготовке к проведения мероприятия было проведено предварительное анонимное анкетирование студентов колледжа. При подборе материала был применён метод работы со студентами ­работа в сотрудничестве. Такой метод был применен не случайно,- с целью наиболее глубокого осмысления студентами существующей проблемы и попытки её решения представителями молодёжи.

    Представленный материал подготовлен специально для проведения круглого стола на тему «Неформальные молодежные движения: за и против» и может быть использован в качестве методического материала для проведения классного часа по данной теме для наиболее полного представления о данной проблеме, классным руководителям рекомендуется предварительно ознакомиться с предложенным ниже материалом.

    Тема мероприятия: Неформальные молодежные движения: «За и Против»

    Тип мероприятия:Круглый стол

    Форма мероприятия -нестандартный урок

    обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

    установление осознаваемых учащимися МПС.

    мотивация и активизация развития всех сфер личности.

    формирование и развитие у учащихся творческой инициативы, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления.

    воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, коллективизма и т.д.

    выработка умения публичного самоанализа

    умение анализировать и ставить проблемы

    ведение результативной дискуссии

    умение визуализировать информацию

    активизация творческого потенциала

    демонстрация индивидуальных и групповых видов деятельности

    представление различных видов коммуникации

    выработка умений по самораскрытию, самооценке

    разработка необходимых качеств по преодолению дискомфорта по фиксации собственных незнаний, неумений

    преодоление психологических барьеров по публичному выступлению и др.

    Методы воспитания - обяснительно-репродуктивные, приучения и упражнения, самовоспитания.

    Методы и приемы обучения - проблемно – поисковые, творчески – воспроизводящие.

    Оборудование: Интерактивная доска, класс ПК, программа Power Point, Word.

    МПС (межпредметные связи) Основы права, Социальная психология, Обществознание, Психология делового общения, Основы социологии и политологии.

    ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

    «НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ЗА И ПРОТИВ»

    ФГОУ СПО РГКИУ(ВЦ)

    РЕГЛАМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА

    1. Вступительное слово ведущего: цели, задачи.-(5мин)

    2. История возникновения неформальных движений, политика государства, ФЗ и законопроекты, мотивы участия и положение молодежи в РФ. (5мин)

    3. Неформальные молодежные движения: Агрессивные и не агрессивные/ презентация-слайды. Общая характеристика: (5 мин)

    4. Результаты анкетирования. (5 мин)

    5. Дискуссии студентов: «За и Против» (15мин)

    Слово психолога. (10 мин)

    Антиобщественная направленность: меры административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления.(слайды). (5 мин)

    Позитив: Год молодежи в России. Альтернатива. (5 мин)

    Подведение итогов: (5 мин)

    На мероприятии присутствуют:

    Зам. Директора по УМР, методист колледжа, председатели цикловых комиссий, классные руководители групп, старосты групп, также приглашаются студенты колледжа.

    Подготовил преподаватель правовых дисциплин

    Согласовано Зам директора по ВР:

    Человек выходит в мир, но еще не знает, как в нем себя вести. Можно попробовать многие роли. «Пробующее поведение» – фактически вынужденная форма существования, которая влечет за собой много опасностей (алкоголь, наркотики, другие формы зависимости, различные субкультуры и т.п.), возникает риск социально и нравственно «прогореть». Прохождение кризиса идентичности либо способствует обретению «взрослой идентичности», либо вызывает задержки в развитии, если возникают осложнения.

    Всех нас присутствующих объединяет одно: все мы родом из детства. Но в то же время все мы разные. Не только внешне отличаемся друг от друга, но у каждого свой внутренний мир, который и определяет жизнь человека, его поведение, успехи и неудачи. Поэтому люди и объединяются в группы по интересам – и дети, и подростки, и молодежь, и взрослые, и даже убеленные сединами старики. В зависимости от того, какие интересы положены в основу организации, возникают и различные типы объединений. К различным молодежным объединениям также относятся неформальные молодежные движения.

    Преподаватель правовых дисциплин, юрисконсульт:

    Организация формальная – социальная группа, взаимоотношения в которой построены на правилах и нормах, деятельность регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.)

    В основе формальных организаций лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы социальных позиций индивидов-должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями, таким образом, все функциональные задачи оказываются распределенными между членами организации, не повторяясь, как правило, даже у двух из них. Также формальной называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.

    Виды: политические (ПАРТИИ), правозащитные, спортивные (СЕКЦИИ, ФИТНЕС КЛУБЫ), досуговые, экологические (ГРИН ПИС), религиозные.

    Неформальные молодежные объединения – это группировки лиц в возрасте до 29 лет, объединяющиеся по каким-либо интересам и ценностям, формально юридически не зарегистрированные, отличающиеся чаще всего эпатажем (вызывающие агрессию на себя), как правило, не имеющие устава и программ, четкой организационной структуры, часто отличающиеся низким уровнем сплоченности и устойчивости, стремящиеся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

    Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

    Неформалов стали определять по различным внешним характеристикам: одежда, сленг, знаковая атрибутика, манеры, мораль, с помощью которых подростки отгораживаются от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

    Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго (многие из вас вспомнят имевший шумный успех американский фильм «Банды Чикаго» с любимцем девушек всего мира Леонардо ди Каприо в главной роли). Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи. Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное («асоциальное») поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью. В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участи в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В.И. Ленина общество "Долой неграмотность". (ОДН), которое существовало с 1923 по 1936 г. В числе первых 93 членов общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие видные деятели молодого советского государства. Подобные организации имелись на Украине, Грузии и в других союзных республиках.Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать

    Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.

    Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

    Причины вступления в группы:
    одиночество – 37%;
    непонимание родителей – 24 %.
    Среди прочих были названы: стремление к защищенности;
    обособленность-15%
    подражание, группирование- 25%

    Свобода-40%
    эмоциональная насыщенность общения;-35%
    стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.23%
    Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок:
    умение постоять за себя (54%),
    смелость (40%),
    независимость (35 %).
    Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип неформального движения Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи. Они – своеобразный культурный авангард •

    I. Положение молодежи в Российской Федерации: тенденции и перспективы

    Процессы, происходящие в молодежной среде России, весьма противоречивы, неоднозначны, подчас разнонаправлены. Государственные доклады о положении молодежи в обществе систематически и подробно анализировали эволюцию жизни молодого поколения. Суммарно выводы докладов можно изложить следующим образом.В целом российская молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создания гражданского общества, строительства правового государства. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она в целом принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. Две трети молодых граждан признают свободу выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью.

    Молодежь весьма плюралистична по своим политическим ориентациям. Связь с различными партиями и движениями имеет отчетливо выраженный рациональный, прагматический характер. В молодежной среде ярко выражено понимание своей значимости в делах общества. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Ценность образования, во многом утерявшая свое значение для молодежи в начале 90-х годов, вновь заняла место среди приоритетных жизненных ценностей молодежи. В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Несмотря на все проблемы и трудности, часть молодежи смотрит в будущее уверенно.

    Кризис наиболее остро отразился на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни “переселились” из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества; резко обострилась проблема занятости молодежи; материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются; самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

    Особо следует отметить, что после недолгого спада в два последних года ушедшего века вновь произошел всплеск “катастрофических” настроений. Большое количество молодых людей считают, что ситуация в стране стала хуже. Впервые за много лет четверть молодых россиян признает главным для молодежи – “чтобы не было войны”.

    Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему.

    Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

    Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности.

    При всей тяжести нынешнего положения, вообще, и молодежи в частности, надо видеть, что молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений, свободу вероисповедования. Имея эти предпосылки, новое поколение сегодня уже вступает в практическую жизнь.

    Молодежь является наиболее социально ущемленной частью общества. Каждое поколение по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего: менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально, более отчужденно от знаний и образования, менее профессионально подготовлено и менее ориентировано на труд.

    На фоне реформ последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. Притом, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и более высока готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни в последние годы стал ощутимее. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, на стремление иметь хотя и не слишком большую, но гарантированную зарплату.

    Рост охвата молодого поколения асоциальными проявлениями, числа правонарушений молодежи обостряет социальную напряженность в обществе, создает угрозу развитию демократического правового государства, становлению гражданского общества. В этих условиях требуется целенаправленная социально-экономическая политика, последовательное реформирование экономики, социальной сферы, составной частью которой является сильная государственная молодежная политика.

    Ориентация на последовательную эволюцию и формирование общественных отношений, адекватно отражающих достижения человеческой цивилизации, отказ от потрясений как единственного способа разрешения общественных противоречий требуют обеспечения преемственности поколений, социального мира и социальной защищенности, устойчивости во взаимодействии природы, общества и человека. Решению этой задачи служит сильная государственная политика, составной частью которой является государственная молодежная политика.

    II. Состояние разработки и реализации государственной молодежной политики

    Государственная молодежная политика в Российской Федерации формируется и реализуется в сложных экономических и социальных условиях. В современный период государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя, как правило, свою роль к провозглашению позиций, которые должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи. Недостаточную роль играют и молодежные и детские общественные объединения. В силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодых граждан, организовывать эффективную работу в молодежной среде. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении профессионально ориентированной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет тот факт, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт поддержки молодых тружеников и решения проблем молодежи.

    Таким образом, роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления в реализации политики по отношению к молодому поколению приобретает доминирующее значение.

    III. Цели и задачи государственной молодежной политики

    Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях: создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

    воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

    реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

    содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

    недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

    создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;