Руководства, Инструкции, Бланки

образец ходатайства о помиловании от осужденного

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Ходатайство о помиловании: образец, бланк, шаблон

Ходатайство о помиловании

<*> См. также п. 3 ст. 310 УПК РФ, в соответствии с которым "если подсудимый осужден к смертной казни, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании".

Смертная казнь, как вид наказания, предусмотрена ст. 59 УК РФ. Однако в соответствии с п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П "с момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей".

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Правосудие»:

Договоры по группам

Договоры по тегам

Если вы работаете в офисе

В чем состоит сложность собеседования?

  • Продуктивность против трудоголизма

    Чужая душа потёмки, особенно если повернуться к ней задом. (Авессалом Подводный)

    © 2016 Все-документы.ру. Образцы договоров и документов.
    Сайт-помощник по составлению различных договоров. Шаблоны и бланки. Всё готово, от вас - вставить в редакторе свои данные и распечатать. Если у вас есть шаблон, который бы вы хотели разместить здесь, воспользуйтесь обратной связью.

  • образец ходатайства о помиловании от осужденного:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Образец ходатайства о помиловании от осужденного - Сайт обо всем

    Помилование президента - сайт о законе

    Такая справка подкрепляет обязательство работодателя принять на работу и гарантирует перед трибуналом, что у освобожденного не возникнет заморочек с временной пропиской. свойства осужденного, составленные во время отбывания наказания. Три из избранных фуллером 194 набросков проповедей не переведены на российский язык, так как. Если вам посодействовали или просто понравились статьи, размещенные на моем веб-сайте, то прошу вас расположить на всякую из понравившихся статей сыслку на любом высококачественном ресурсе. Мне кажется многим будет полезно иметь под рукою эталоны таких документов.

    К учебе отношусь радиво, посещаю все занятия, оценки имею положительные. Давайте разглядим первым прошение опомилованииосужденного правонарушителя или осужденной преступницы от мамы. грех не повлекло тяжких последствий для потерпевших (погибель, тяжкий вред здоровью, инвалидность). Учтите, данная рыба документа никак не догма, заполняется она в довольно случайной форме, пишите так, как вам кажется лучше и убедительнее. Материнское прошение опомиловании президенту (эталон).

    Справки и ходатайства для удо в капкане

    хоть какое групповое помилование это уже амнистия, объявление которой относится к ведению гос думы рф. хоть какое внедрение статей веб-сайта вне веба или полная перепечатка статей на стороних веб-веб-сайтах может быть только с разрешения создателя. За время проживания в данной квартире показал себя как человек коммуникабельный, обходительный с соседями, всегда готовый придти на помощь, не пьет, ни курит. В истинное время наша семья существует на заработную плату ивановой а. Являясь мамой и супругой осужденного иванова и.и. Похожие темы в этой теме рекомендую почитатьпримерный эталон ходатайства о помиловании.

    почетаемый, президент русской федерации. У осужденного остались малолетние малыши, и нет других родственников, готовых хлопотать о их (к огорчению, схожее событие изредка служит аргументом, малышей просто посылают в детский дом). Dum spiro, spero (пока дышу, надеюсь) www.vturme.ru. Самостоятельной силы оно не имеет, но в качестве дополнительного аргумента в общем пакете документов полностью понадобится. Мвд ересь сенсора подготовлен проект приказа о внесении конфигураций в нормативные. Отказ от удо на основании наличия взысканий, если они не являются злобными нелегален.

    Анкета осужденного, обратившегося с ходатайством о помиловании в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы - скачать образец

    Анкета осужденного, обратившегося с ходатайством о помиловании в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы

    Добавлено в закладки: 0

    Осужденный обращается к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, который исполняет наказание, а в отношении осужденных, которые привлечены к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, регистрируется администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в день его подачи, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании.

    Ходатайство о помиловании лица, которое впервые осуждено за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения не позднее чем через 10 дней со дня его подачи в территориальный орган уголовно-исполнительной системы, а ходатайство о помиловании лица, которое осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

    К ходатайству о помиловании прилагаются администрацией учреждения следующие документы:

    а) копия приговора (приговоров), на основании которого (которых) осужденный отбывает наказание, и копии решений относительно указанного приговора (приговоров) вышестоящих судебных инстанций ;

    б) извещение о вступлении в законную силу приговора суда;

    в) справка осужденного о состоянии его здоровья;

    г) сведения о возмещении материального ущерба, нанесённого преступлением (если имеются);

    д) анкета с указанием сведений о семейном положении осуждённого и его биографических данных;

    е) данные о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они раньше подавались и имеется об этом информация;

    ж) справка о применении акта амнистии или помилования в тношении осужденного или о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, которые раньше привлекались к уголовной ответственности;

    з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей информацию о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания и его отношению к совершенному преступлению.

    Копия представления администрации учреждения должна быть направлена прокурору, который осуществляет надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, где исполняется наказание.

    Правила подачи ходатайства о помиловании

    По просьбе осужденного, к ходатайству о помиловании могут прилагаться другие материалы, которые имеют существенное значение для вынесения решения вопроса о помиловании.

    Администрация учреждения должна уведомить осужденного о направлении ходатайства о помиловании под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.

    Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости самостоятельно направляется заявителем в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя.

    Территориальный орган уголовно-исполнительной системы представляет ходатайство в комиссию, а также информирует о нём Федеральную службу исполнения наказаний не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней).

    Комиссия представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании.

    Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее десяти дней с того дня, как было получено ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой тяжести или средней (это касательно лица, которое осуждено за тяжкое или же особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о том, насколько целесообразно применение акта помилования в отношении осужденного лица или лица, которое отбыло назначенное судом наказание и которое имеет неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

    Список лиц, рекомендованных к помилованию высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, подлежит опубликованию в месячный срок со дня принятия такого решения в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации. Опубликованию подлежит информация, которая содержит фамилию и инициалы каждого рекомендованного к помилованию осужденного, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может также обнародовать мотивы, по которым принималось соответствующее решение.

    В случае, если осужденный, подавший ходатайство о помиловании, переведён в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождён от отбывания наказания, или же измененились другие обстоятельства, имеющих существенное значение в отношении решения вопроса о помиловании, администрация учреждения должна поставить в известность об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а также Администрацию Президента Российской Федерации.

    При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

    а) степень и характер общественной опасности совершенного преступления;

    б) поведение осужденного во время исполнения или отбывания наказания;

    в) срок отбытого (исполненного) наказания;

    г) совершение преступления осужденным в период испытательного срока условного осуждения, назначенного судом;

    д) применение ранее акта амнистии в отношении осужденного, условно-досрочного освобождения от наказания или помилования;

    е) возмещение материального ущерба, нанесённого преступлением;

    ж) данные о личности осужденного: количество судимостей, состояние здоровья, его семейное положение и возраст;

    з) другие обстоятельства, которые комиссия определит существенными для рассмотрения ходатайства.

    Скачать образец анкеты осужденного, обратившегося с ходатайством о помиловании в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы

    Анкета для приема на работу

  • Анкета поступающего на военную службу по контракту

    Анкета кандидата на службу (работу) в органы внутренних дел

  • Анкета на допуск к государственной тайне

  • Анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем

  • Анкета частного охранного предприятия

  • Анкета первичного приема лиц без определенного места жительства и занятий

    Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России. На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2016 год.

    Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите нажмите здесь чтобы оповестить нас.

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

    Копирование страницы, переписывание полностью или частично - приветствуется, только с активной ссылкой на источник. Карта сайта

    Подпишитесь на наши новости

    Перейти на страницу

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

  • Образец ходатайства о помиловании от осужденного

    Помилование

    Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Акт о помиловании является правоприменительным актом .

    Актом о помиловании лицо, осужденное за преступление. может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания ; назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания ; с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость .

    Помилование применяется в отношении лиц: осужденных судами РФ и отбывающих наказание на территории РФ; осужденных судами иностранного государства и отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с ее международными договорами ; отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

    С ходатайством о помиловании к Президенту РФ может обратиться осужденный через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в любое время после начала отбывания наказания.

    При рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:

    • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
    • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
    • срок отбытого(исполненного) наказания;
    • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения ;
    • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии. помилования или условно-досрочного освобождения от наказания ;
    • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
    • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
    • другие обстоятельства.

    Помилование. как правило, не применяется в отношении осужденных:

    • совершивших умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения;
    • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
    • освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или по амнистии;
    • освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования ;
    • которым ранее производилась замена наказания более мягким наказанием.

    Рождествина А.А. Уголовное право: общая часть. 2009

    Помилование - снисхождение, ослабление или отмена наказания.

    Право помилования - одно из конституционных полномочий главы государства во всех странах мира. В Российской Федерации право помилование отнесено, к компетенции Президента РФ. Правовая база вынесения акта помилования содержится в Конституции РФ (п. "в" ст. 89) и в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 85 УК РФ ).

    Акт помилования не является уголовным законом. Акт помилования выносится в отношении индивидуально определенного лица (лиц), это акт индивидуального милосердия. По акту помилования лицо, осужденное за преступление. может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость .

    Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, в компетенцию которой входит подготовка материалов для решения вопросов о помиловании (см. Ведомости РСФСР. 1992. ¦ 4. Ст. 154).

    С ходатайством о помиловании вправе обращаться как сами осужденные, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а равно администрация исправительного учреждения или иной орган, ведающий исполнением наказания.

    Помилование может быть применено к любому осужденному, в том числе к лицу, осужденному за тяжкое или особо тяжкое преступление к любой мере наказания. Согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы. на срок двадцать пять лет.

    Правоохранительные органы непосредственно реализуют предписания, содержащиеся в акте помилования. не конкретизируя их.

    Кушнир И.В. Уголовное право. 2000

    Помилование — это акт высшего должностного лица Российской Федерации. полностью или частично освобождающий осужденного от назначенного ему наказания. либо сокращающий это наказание, либо заменяющий его более мягким видом наказания. либо снимающий судимость .

    В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции Российской Федерации помилование граждан. осужденных судами России, осуществляется Президентом Российской Федерации. Оно не носит нормативного характера и распространяется на индивидуально определенное лицо (ч. 1 ст. 85 УК ) либо несколько лиц, обозначенных персонально, т. е. поименно. Право Президента РФ на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений. ни видом наказания. Помилованным может быть любое лицо, в частности, при особо опасном рецидиве, и даже осужденный к смертной казни. Помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления независимо от их характера и тяжести, вплоть до убийства при отягчающих обстоятельствах. По своему содержанию акт о помиловании практически не отличается от акта амнистии. поскольку объем смягчения участи лица, совершившего преступление, может быть одинаковым как при амнистии, так и при помиловании .

    Ходатайство о помиловании может возбуждаться перед Президентом РФ самим осужденным, его родственниками, общественными организациями и трудовыми коллективами. В отношении осужденных, твердо вставших на путь исправления, соблюдающих требования режима отбывания наказания и обязанности осужденного, право возбуждать ходатайство о помиловании имеет администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания, после отбытия осужденным более или менее значительной части назначенного наказания (обычно — половины). Отказ в удовлетворении ходатайства о помиловании не лишает осужденного права повторно обратиться с тем же ходатайством через какое-то время, в течение которого осужденный в процессе отбывания наказания проявит свое стремление к исправлению.

    Для подготовки вопросов о помиловании Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации, которая работает на основании Положения о ней и Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании граждан.

    Жалинский А.Э. Игнатов А.Н. Красиков Ю.А. Уголовное право России. 1998

    Вопрос о правовой природе помилования дискуссионен. Некоторые юристы считают, что она является уголовно-правовой. Другие относят помилование к государственному и уголовному праву. Широко распространено мнение, согласно которому помилование — комплексный институт уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права .

    Представляется, что отнесение помилования к уголовному праву необоснованно. Статья 85 УК не входит в систему ни Общей, ни Особенной части Кодекса. Применение помилования не сопряжено ссылками на ст. 85 УК. В прежнем УК 1960 г. нормы о помиловании не было, однако этот институт успешно функционировал.

    В ст. 176 УИК «Порядок обращения с ходатайством о помиловании » говорится, что осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. которое он передает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание .

    Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) определено, что в ведении Российской Федерации находится уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство. Если бы помилование входило в уголовное, уголовно-исполнительное или уголовно-процессуальное законодательство, то в специальном отдельном упоминании о нем в Конституции РФ не было бы необходимости. Однако в анализируемой норме Конституции специально указано, что в ведении Российской Федерации находится применение амнистий и помилования. что свидетельствует об их автономности.

    Верным представляется отнесение помилования к государственному праву. Н.Д. Дурманов впервые отметил, что помилование не имеет нормативного характера, а является актом применения права в конкретном случае.

    Акт помилования обладает индивидуальным характером, так как в отличие от амнистии применяется к конкретному поименованному лицу. Он служит юридическим основанием для освобождения осужденного от отбывания наказания, его замены другим, более мягким наказанием, для снятия судимости и т.д.

    Помилование нельзя понимать как пересмотр приговора, поэтому встречающиеся в ходатайствах о помиловании ссылки на «чрезмерно строгое наказание осужденного» неправомерны.

    СИ. Никулин полагает, что помилование аннулирует юридические последствия совершенного преступления. однако это не так. Помилование в самом оптимальном варианте может освободить осужденного от неотбытой части срока наказания и снять при этом судимость. Но осуществление этого акта возможно лишь после отбытия осужденным определенной части наказания — это юридическое последствие совершенного преступления, и аннулировать его помилованием невозможно. Тем более невозможно аннулировать юридические последствия осуждения, например, при замене помилованием неотбытой части срока другим, более мягким наказанием или при сокращении срока отбываемого осужденным наказания.

    Некоторые ученые полагают, что помилование лежит вне сферы достижения целей наказания. Этот неверно. Не в полной мере, но частично достижение этих целей учитывается при применении помилования. Во-первых, оно применяется по отбытии осужденным какой-то части срока наказания, в течение которого преследовалось достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, частной и общей превенции. При этом реализовывалось карательное содержание наказания. Во-вторых, помилование не применяется к злостным нарушителям порядка исполнения наказания. В-третьих, помилование не применяется к тем осужденным, в отношении которых есть основания полагать, что вследствие своего негативного отношения к уголовно-правовым запретам они не оправдают доверия.

    Как определено в п. «в» ст. 89 Конституции РФ. правом помилования осужденных наделен Президент РФ как высшее должностное лицо в стране. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование. он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

    С принятием 28 декабря 2001 г. Указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и положения «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» применение этого института упорядочено.

    Прежде всего вместо одной комиссии по помилованию при Президенте РФ аналогичные органы созданы на территории всех субъектов РФ. Эти комиссии предварительно рассматривают ходатайства о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, а также лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость. Комиссии готовят заключения по материалам о помиловании для дальнейшего их представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

    В такие комиссии входит не менее 11 человек — граждан РФ, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Состав комиссии утверждается главой субъекта РФ. Создание комиссий по помилованию во всех субъектах РФ облегчает подготовку материалов о помиловании. обеспечивает их более высокое качество, ускоряет этот процесс.

    На комиссии по помилованию возложена и задача обеспечения общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования .

    Как определено в ст. 2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами РФ и отбывающим наказание на территории РФ; б) осужденным судами иностранного государства. отбывающим наказание на территории РФ в соответствии с международным договором РФ; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость.

    Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Минюста России с приложением необходимых материалов (копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведений о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографических данных об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования. условно-досрочного освобождения от наказания ; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и других материалов).

    Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования и другие лица, их обращения, просьбы прилагаются к перечисленным документам.

    Вне регулирования Положением оказалось исполнение наказаний в отношении военнослужащих. поэтому указание в Положении о направлении осужденными ходатайств о помиловании через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, следует толковать расширительно: для военнослужащих такими «органами и учреждениями» является соответствующее командование воинских частей.

    Как было сказано, администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного на имя Президента РФ о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта РФ, которая в течение 30 суток должна решить вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта РФ.

    Комиссия и высшее должностное лицо субъекта РФ, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

    В течение месяца со дня принятия решения высшим должностным лицом субъекта РФ поддержать ходатайства осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта РФ. Это делает процедуру подготовки материалов о рекомендации к помилованию осужденных прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

    Лицо, имеющее судимость, направляет ходатайство о ее снятии на имя Президента РФ в комиссию по помилованию субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении лица, имеющего судимость.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования. которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней.

    Президент РФ знакомится как с документами о рекомендации применения помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем и принимает окончательное решение.

    Такова четкая, с точным распределением по времени ее осуществления, процедура решения вопроса о помиловании осужденного Президентом РФ. Она призвана обеспечить объективное применение этого института в минимальные сроки с учетом общественного мнения. С началом ее применения качество подготовки ходатайств о помиловании улучшилось. Возникла возможность проведения выездных заседаний комиссий по помилованию в колониях с участием заинтересованных в помиловании осужденных. Новый порядок рассмотрения дел о помиловании повышает обоснованность и качество принимаемых комиссией решений.

    Указ Президента РФ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется главе субъекта РФ; в МВД России, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденного в письменной форме информирует глава администрации либо по его поручению председатель комиссии.

    Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования .

    В настоящее время Управление Президента РФ по вопросам помилования считает недопустимым помилование в виде условного осуждения. практиковавшееся ранее. Представляется необходимым введение взамен него условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в порядке помилования. Если существует помилование в виде полного освобождения осужденного от неотбытой части срока наказания, то почему невозможно помимо этого применение помилования в виде условно-досрочного освобождения от наказания? Допустим и такой вариант: снижение актом помилования срока лишения свободы в сочетании с условным освобождением от оставшейся части срока этого наказания.

    При помиловании осужденного в виде частичного или полного освобождения от лишения свободы возможно и освобождение от дополнительных наказаний.

    УК 1996 г. по сравнению с УК 1960 г. значительно увеличил сроки отбывания лишения свободы — до 30 лет. Отказ от применения смертной казни расширил применение пожизненного лишения свободы. В связи с этим возрастает значение помилования лиц, отбывающих лишение свободы в течение продолжительных сроков или пожизненное лишение свободы. Надежда на помилование — важный стимул в стремлении осужденных к исправлению.

    В УК предусмотрен широкий перечень различных видов освобождения от наказания: условное осуждение (ст. 73), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79), отсрочка отбывания наказания (ст. 82), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83). Отсюда следует, что помилование должно применяться в исключительных случаях к лицам, его заслуживающим, если к ним не применимы перечисленные виды освобождения от наказания, предусмотренные УК.

    Помилование применяется к тем осужденным, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом значительную часть срока наказания, совершивших какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

    В одной исправительной колонии во время весеннего паводка осужденный Г. спас не умеющего плавать заключенного С, тонувшего в реке. Администрация колонии обратилась с ходатайством о помиловании Г. отбывавшего наказание за умышленные тяжкие телесные повреждения. Это ходатайство было удовлетворено, и Г. был освобожден от отбывания оставшегося двухлетнего срока лишения свободы. В основу акта о помиловании были положены его мужественный поступок и хорошее поведение в процессе отбывания наказания.

    Чем выше характер и степень общественной опасности содеянного, тем отчетливее и значительнее должны быть выражены исключительные обстоятельства, дающие основания для применения помилования к осужденному. Прямой зависимости применения помилования от срока отбытого осужденным наказания нет, но, чем больше отбытая часть наказания, тем больше оснований для применения помилования. если помимо этого отмечается тенденция к исправлению осужденного и проявлению им раскаяния, осознанию вины .

    Многие юристы полагают, что помилование необходимо применять после отбытия осужденным определенной части срока наказания. Установление каких-либо сроков, по отбытии которых возможно применение помилования. противоречит природе этого института, его исключительному характеру и, по сути дела, приближает его к разновидности уголовно-правового досрочного освобождения от наказания. Вместе с тем очевидно, что, чем большая часть срока наказания отбыта осужденным, тем легче и обоснованнее (при наличии иных — исключительных обстоятельств) применение помилования. так как от отбытой части срока наказания зависит уровень достижения целей, стоящих перед ним, степень изученности личности осужденного.

    Обратим внимание на то, что в мировой практике помилование применяется значительно реже по сравнению с его применением в России. Так, Президент США Клинтон во время своего правления ежегодно осуществлял помилование не более 60 осужденных. Во Франции ежегодно с прошением о помиловании обращается 25—35 тыс. осужденных и лишь только около 500 ходатайств удовлетворяется. Помилование в Великобритании применяется чрезвычайно редко, а в Японии в последние 30 лет оно вовсе не применялось. В то же время весьма активно работает институт помилования в Голландии — им охватывается до 30% от числа лиц, обратившихся с ходатайством о его применении. Это значительно больше, чем в России.

    Различные масштабы применения помилования в той или иной стране во многом определяются сложившимися в ней обычаями и традициями, уровнем преступности, материальной обеспеченностью органов, исполняющих наказания, и в немалой степени — взглядами, убеждениями лиц, реализующих помилование. Так, Дж. Буш во время исполнения губернаторских функций в штате Техас не помиловал ни одного осужденного к смертной казни.

    Рецидив среди помилованных приблизительно в 2 раза ниже обычного криминального рецидива. В связи с этим вызывает сомнение утверждение тех юристов, которые считают любой рецидив после помилования свидетельством ошибочности применения рассматриваемого института. В основе этого явления лежат, как правило, иные причины, и в первую очередь рецидив помилованного свидетельствует об ином — о том, что помилованный не оправдал оказанного ему доверия.

    Отметим, что по сравнению с рецидивной преступностью лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, рецидив помилованных несомненно выше. Введение условно-досрочного освобождения от наказания в порядке помилования. несомненно, повысит эффективность института помилования. Вместе с тем данные о рецидивной преступности помилованных свидетельствуют о том, что применение этого института должно осуществляться с особой осторожностью и лишь при наличии очевидных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения этой исключительной меры милосердия и доверия к осужденному.

    Помилование отличается от амнистии следующими признаками.

    Помилование осуществляется Указом Президента РФ, а амнистия — правовым актом, принимаемым Государственной Думой РФ .

    Помилование не носит нормативного характера, а применяется в индивидуальном порядке. Амнистия имеет нормативный характер и распространяется на индивидуально не определенный круг лиц.

    Помилование распространяется только на осужденных, а амнистия может освобождать и от уголовной ответственности .

    Указ Президента РФ о помиловании непосредственно реализует освобождение осужденного от отбываемого им наказания, заменяет это наказание другим, более мягким наказанием и т.д. Амнистия реализуется специальными комиссиями или судом.

    В отличие от амнистии помилование в принципе не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида или размера назначенного за это наказания, ни от вида рецидива. Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве. Амнистирование таких лиц невозможно.

    Помилование осуществляется только по ходатайству осужденного, а амнистия не ориентирована на волеизъявление лица, совершившего преступление.

    Комиссаров B.C. Уголовное право Российской Федерации. 2012

    Помилование — это акт, принимаемый главой государства — Президентом Российской Федерации в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ. Он принимается в отношении конкретного лица, осужденного за совершение преступления. В отличие от акта амнистии помилование принимается по ходатайству самих осужденных, их близких родственников, администрации исправительного учреждения. Причем это ходатайство предварительно рассматривает Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Закон не устанавливает зависимость применения акта о помиловании от тяжести совершенного преступления. Наоборот, чаще всего ходатайства о помиловании подаются в случае осуждения к смертной казни. пожизненному лишению свободы. Акт о помиловании не связывают и с отбытием определенного срока наказания .

    Часть 2 ст. 85 УК определяет возможные последствия принятия акта о помиловании :

    а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
    б) сокращение наказания или замена его более мягким;
    в) снятие судимости с лица, отбывшего наказание.

    Прохоров Л.А. Уголовное право. 1999

    Осуществление помилования является прерогативой Президента Российской Федерации (п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации ). Правовая регламентация этого акта милосердия верховной власти содержится в УК (ст. 85). В помиловании. как и в амнистии. проявляется гуманизм российского права .

    В соответствии с законом помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного, персонифицированного лица (ч. 1 ст. 85 УК ) или группы обозначенных поименно лиц. Акт помилования распространяется только на лицо, осужденное за совершение преступления (ч. 2 ст. 85 УК ). Помилование не может применяется в виде освобождения от уголовной ответственности .

    Уголовно-правовые последствия применения помилования для лица могут выражаться в освобождении от дальнейшего отбывания наказания. в сокращении назначенного наказания, в замене наказания более мягким видом наказания. в снятии судимости (ч. 2 ст. 85 УK).

    При осуществлении права на помилование Президент Российской Федерации не связан ограничениями ни по кругу лиц, ни по категориям преступлений, ни по видам наказаний. Помилованным может оказаться любое лицо, даже осужденное за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве, к наказанию в виде пожизненного лишения свободы. Смертная казнь (до установления Конституционным Судом Российской Федерации запрета на ее применение) могла быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК ).

    При отказе в удовлетворении ходатайства о помиловании возможно повторное обращение.

    Помилование объявляется Указом Президента Российской Федерации.

    Михлин А.С. Уголовное право. 2000

    Помилование как акт милосердия, применяемый со стороны государства и общества

    Институт помилования есть практически во всех странах - с демократическими и с тоталитарными политическими режимами. Традиция помилования восходит ко временам Древнего Рима. Глава коллегии весталок (жриц богини Весты) своим решением имела право освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни. В последующем правом помилования стали обладать "первые лица" государства. В США этим правом наделены и губернаторы штатов.

    В СССР подобный институт был создан при Председателе Президиума Верховного Совета СССР, который юридически считался высшим должностным лицом государства. Фактически всей полнотой власти обладал Генеральный секретарь ЦК КПСС. В разные годы эту должность занимали И.В. Сталин (27 лет), Н.С. Хрущев (около 10 лет), Л.И. Брежнев (более 17 лет), Ю.В. Андропов (менее двух лет), К.У. Черненко (более одного года), М.С. Горбачев (около пяти лет). Перед распадом СССР он был избран первым и одновременно последним Президентом СССР.

    До 2002 г. при Президенте России действовала комиссия по вопросам помилования в количестве 13-ти человек. треть из которых были юристы. При комиссии работали 60 опытнейших юристов, которые решали подготовительные перед принятием решения вопросы на высшем профессиональном уровне. За исключением председателя (писатель А. Приставкин) все члены комиссии работали на общественных началах. Решения принимались с разницей мнений не менее чем в два голоса. Деятельность комиссии заключалась не в рассмотрении законности осуждения, а в поиске смягчающих вину обстоятельств.

    В комиссию могли обращаться граждане, приговоренные к исключительной мере наказания - расстрелу, а также к различным срокам лишения свободы. По отношению к первым комиссия обладала следующими полномочиями - оставляет приговор в силе, заменяет его пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. Ко вторым - возможность сокращения срока лишения свободы или применение условно-досрочного освобождения .

    В Администрации Президента России создано Управление Администрации Президента РФ по вопросам помилования. Оно предназначено обеспечивать деятельность Комиссий по вопросам помилования. военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при Президенте РФ. В частности, Управление:

    • готовит материалы по ходатайствам о помиловании осужденных для рассмотрения их Президентом РФ;
    • представляет председателю Комиссии по вопросам помилования подготовленные для рассмотрения Президентом РФ предложения по материалам о помиловании осужденных;
    • осуществляет контроль за своевременным и правильным исполнением указов по вопросам помилования ;
    • обобщает и анализирует практику по вопросам помилования и готовит статистические данные по ним;
    • анализирует работу органов местного самоуправления и правоохранительных органов. связанную с рассмотрением ходатайств о помиловании .

    В мире наблюдается исторически сложившийся двойной подход к проблеме смертной казни. за ее сохранение ("эмоциональный") и за ее отмену ("рациональный"). Интересна по этому вопросу позиция, занимаемая Русской Православной Церковью. На Юбилейном Соборе 2000 г. она отказалась осудить смертную казнь, аргументируя свою позицию ссылкой на то, что смертная казнь признавалась еще Ветхим Заветом. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном писании Нового Завета, ни в предании и историческом наследии Православной Церкви.

    В то же время по этой важной мирской проблеме тексты Корана и Библии говорят: "Жизнь дана Богом и Богом отбирается". Такой же точки зрения придерживаются и известные богословы. "Христос, которого казнили, нигде не высказывался против смертной казни. И потому у церкви нет на нее запрета".

    При вынесении приговоров о назначении смертной казни нельзя не исключать возможности судебной ошибки. Например, в США было официально признано, что за сто лет ошибочно на электрический стул было отправлено 25 человек, впоследствии признанных невиновными по вновь открывшимся обстоятельствам. В СССР такая статистика не обнародовалась, но подобные судебные ошибки также были допущены.

    В ряде стран рост преступности и, в частности, умышленных убийств. привел к более широкому назначению смертной казни. За последние пять лет существования СССР советские суды вынесли около двух тысяч смертных приговоров. Распределенная по годам, эта статистика выглядит следующим образом: в 1985 г. к смертной казни было приговорено 267 человек (расстреляно - 228); в 1987 г. - 333 (расстреляно - 228); в 1990 г. осуждены 223 человека; в 1991 - 147; в 1992 - 159; в 1993 - 157; в 1994 - 160; в 1995 - 143 человека.

    Абсолютное большинство из числа осужденных затем обратилось с просьбой о помиловании в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ. Ею было рассмотрено: в 1992 г. - 56 дел (помиловано - 55); в 1993 г. - 153 (помиловано - 149); в 1994 г. - 137 (помиловано - 124); в 1995 г. - 56 (помиловано - 5). В первом полугодии 1996 г. было приведено в исполнение 53 смертных приговора.

    Прежний Уголовный кодекс РСФСР содержал 22 состава преступлений. за которые предусматривалась возможность применения смертной казни. В ныне действующем УК РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.) таких составов осталось пять. Указом Президента России от 16 мая 1996 г. было объявлено о поэтапном прекращении приведения в исполнение смертных приговоров. С 1996 г. по рекомендации Совета Европы в России действует мораторий на приведение в исполнение приговоров, предусматривающих смертную казнь. По состоянию на апрель 2006 г. Россия по-прежнему еще не ратифицировала соответствующий шестой протокол к Европейской конвенции по правам человека. запрещающий применение смертной казни в мирное время.

    В июне 1999 г. Президент России помиловал всех осужденных к смертной казни, назначив им либо пожизненное лишение свободы. либо 25 лет лишения свободы. Средний возраст осужденных к пожизненному заключению составляет примерно 33 года. Из них 4% имеют высшее образование; 59% на момент совершения преступления не имели семьи; подавляющее большинство осужденных совершили два и более убийств. Чисто экономическая сторона этой проблемы выражается в том, что ежегодное содержание одного пожизненно заключенного составляет: в США - свыше 30 тыс. долл.; в России - около 3 тыс. евро.

    В других государствах отношение к вопросу о помиловании строится следующим образом. Во Франции в течение года фиксируется 30-35 тыс. обращений о помиловании. Решения принимаются примерно по 500 из них. Это менее 2% от общего количества осужденных. В Португалии ежегодно с подобными ходатайствами обращаются в среднем 500 осужденных. Удовлетворяется не более 50 ходатайств. Будучи канцлером ФРГ. Гельмут Коль за пять лет помиловал 21 осужденного (это составило 0,03% от общего количества осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы). В Великобритании помилование почти не практикуется. В Японии оно предусмотрено законом. однако с начала 70-х годов XX столетия еще ни разу не применялось. Президент США Билл Клинтон за восемь лет пребывания в своей должности помиловал 395 человек при общей численности заключенных 1 млн. 700 тыс. человек (0,01%).

    Динамика применения помилования в России начиная с 1992 г. свидетельствует о его росте в 4 раза: в 1992 г. было помиловано 2726 человек; в 1995 г. - 4988 человек; в 1999 г. - 7418 человек; в 2000 г. - 12843 человека (около 7%). Из общего числа помилованных в 2000 г. около 2 тыс. имеют третью и четвертую судимость ; 2689 человек были осуждены за умышленное убийство; 1834 - за разбой ; 18 - за похищение человека ; 14 - за бандитизм ; 709 - за грабеж .

    Деятельность Комиссии по помилованию при Президенте России вызывала большие нарекания у общественности. Ее излишняя либеральность по отношению к осужденным объяснялась тем, что в состав комиссии входил не "срез" населения, а ее наиболее интеллектуальная часть, не всегда адекватно отражающая сущность объективной реальности. Немаловажным фактором являлась и большая нагрузка, выпадавшая на членов комиссии. За одно заседание прежняя комиссия по помилованию принимала решение по 250 осужденным. В конечном итоге это побудило Президента России принять ряд организационных и правовых мер в этой области. Своим Указом Президент России в целях совершенствования механизма реализации своих конституционных полномочий по осуществлению помилования. обеспечения участия органов государственной власти субъектов Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием. принял решение об образовании в субъектах Федерации комиссий по вопросам помилования. Их основными задачами являются:

    • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
    • подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти в нем), которые уполномочены утверждать состав комиссии (не менее 11 человек, обновляющейся на одну треть один раз в два года) и ее председателя;
    • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования. а также за условиями содержания осужденных;
    • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции и иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

    Членами комиссий могут быть: граждане России (не менее 2/3 из числа общественности), осуществляющие свою деятельность на общественных началах; имеющие высшее образование и безупречную репутацию; пользующиеся уважением у граждан.

    Решение комиссии считается правомочным, когда на заседании присутствует не менее половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя комиссии признается решающим.

    Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Оно распространяет свое действие на лиц, осужденных российскими и иностранными судами за совершение уголовных преступлений и отбывающих наказание на территории России; лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

    В конце 90-х годов XX столетия законодательство 88 стран мира (из 191 государства - членов ООН) не предусматривало возможность применения смертной казни ни за какие виды преступлений. Количество осужденных в них на 100000 населения (таким образом, определяется уровень преступности в стране) составляет: в Исландии - 40 человек, в Нидерландах - 49, в Дании - 66, в Швеции - 69, в Германии - 80, во Франции - 74, в Испании - 90, в Англии и Уэльсе - 93 человека.

    Для сравнения: в России уровень преступности составлял 558 осужденных (в середине 90-х); в 2001 г. - 810 (из них 17 человек - дети), а в царской России - 60. В США этот показатель составляет 519 человек. Видимо, и по этой причине в 38 штатах США применяют различные виды смертной казни (электрический стул, инъекции, смертельный газ).

    В 42 странах смертная казнь законом предусматривалась, но приговоры не приводились в исполнение. В то же время 65 государств считали необходимым и справедливым сохранение в уголовном законодательстве смертной казни. В ряде из них смертные приговоры приводятся в исполнение в присутствии не только родных и близких пострадавших, но и на стадионах и в других общественных местах. В СССР подобная практика по вполне понятным причинам также имела место сразу после второй мировой войны по отношению к пособникам фашистов.

    В США ежегодно регистрируется около 12 млн. правонарушений. а в России - около 3 млн. Однако это не свидетельствует об общем уровне преступности. Необходимо принимать во внимание различный подход к оценке учета и порядка регистрации заявлений о правонарушениях. В этой связи заслуживает внимания другая статистика. В США на 100 000 населения (2001 г.) совершалось 8 умышленных убийств, а в 2002 г. - 10.

    В России, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2001 г. на сто тысяч населения совершалось 20 умышленных убийств, а в 2002 г. - 34. Это второй, после ЮАР, показатель в мире. Растет и общее количество ежегодных убийств. В середине 80-х годов в СССР в среднем погибало от рук преступников 10 тыс. человек. В 90-х годах - от 25 до 29 тыс. В 2003 г. число убитых составило уже около 40 тыс. человек. Большая часть этой статистики приходится на "криминальные войны" и "формирование новых рыночных отношений".

    Из 10 зарегистрированных убийств в России раскрывается до 85%, а в США - 60%. Раскрываемость краж составляет: в России - 50%, в США - 20%, а в Израиле - 11%.

    По состоянию на первое мая 2000 г. в ИТУ и следственных изоляторах России находилось 1058000 человек. Фактически эта численность являлась неизменной, но постепенно просматривается тенденция к ее снижению. В октябре 2001 г. она составила 970 тыс. человек. В 2002 г. - 968 тыс. осужденных. Чтобы их содержание могло соответствовать международным нормам (50 долларов в сутки), потребуется 220 млрд. долл. Для современной России эта цифра была и остается не просто нереальной, а из разряда фантастики.

    В связи с некоторой либерализацией уголовной ответственности за определенные виды преступлений общая численность отбывающих наказание в местах лишения свободы в России по состоянию на 1 августа 2005 г. составляла 795,5 тыс. заключенных, из них 89 тыс. отбывали наказания за совершение убийств; 113 тыс. - за нанесение различных телесных повреждений.

    В мае 2006 г. в неволе содержалось около 850 тыс. заключенных. Из них около 180 тыс. отбывало уголовное наказание за убийство в общей сложности более 200 тыс. российских и зарубежных граждан. 660 человек отбывают пожизненное заключение. С 1996 по 2006 гг. к исключительной мере наказания с последующей заменой на пожизненное заключение были осуждены еще 697 человек.

    В систему Федеральной службы исполнения наказаний в 2006 г. входило 1198 учреждений, из которых 210 - следственные изоляторы. В пяти колониях отбывали наказание лица, осужденные к пожизненному заключению. На каждого заключенного приходится в среднем 3,6 - 3,7 кв. метра жилой площади. В среднем ежедневный рацион питания заключенного в России составляет 34 руб.

    По данным Бюро статистики правосудия в США в местах лишения свободы находится 2,2 млн. заключенных, или 724 человека на 100 тыс. населения. Второе место в мире по этому показателю принадлежит Китаю - 1,5 млн. заключенных. В России 846 тыс. человек находится в местах лишения свободы, или 594 осужденных на 100 тыс. населения.

    2,5% от общего количества заключенных в России составляют несовершеннолетние. В США этот показатель составляет 0,45%, в Китае - 1,3%, а в Японии - 0,1%. За последние годы в России наблюдается тенденция увеличения рецидивной преступности.

    Необходимо отметить, что государственный бюджет Российской Федерации в середине 90-х годов XX столетия составлял около 25 млрд. долл. (это средний бюджет одного из 50 штатов США), в 2000 г. - около 35, в 2001 г. - около 45, в 2002 г. - около 60, в 2003 г. - около 80, в 2004 - около 90, в 2005 - 137, а в 2006 г. - 176 млрд. долл. В годы расцвета СССР его бюджет составлял порядка 800 млрд. долл. а бюджет США - более 1 трлн. 200 млрд. долл. (в 2004 г. - 2 трлн. 210 млрд. долл. а в 2006 г. - 2,7 трлн. долл.).

    В 14 странах смертная казнь может быть применена только в военное время (Великобритания, Греция, Непал, Бразилия, Аргентина, Израиль, Мексика, Канада. ). 30 стран более 10 лет уже не применяют предусмотренный законодательством этот вид наказания .

    В то же время начиная с 1965 г. более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь: шпионаж. предательство, терроризм. наркотики, угон самолетов, убийство заложников и т.д. В ряде стран Востока такое наказание возможно за прелюбодеяние, гомосексуализм, изнасилование. употребление спиртных напитков (Ливия), половую связь между мусульманином и не мусульманкой и т.п.

    Действующий УК РФ предусматривает смертную казнь за посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, суда, предварительного следствия, государственных и общественных деятелей, убийство при отягчающих обстоятельствах .

    По состоянию на апрель 2006 г. 97 стран из своего уголовного законодательства исключили возможность применения смертной казни полностью или за исключением преступлений, совершаемых в период военного времени. Еще 25 стран сохранили ее в законодательстве, но на практике не применяют. 74 страны с различной степенью интенсивности применяют смертную казнь. В 2004 г. суды 64 государств выносили смертные приговоры. В 25 странах вступившие в законную силу смертные приговоры были приведены в исполнение.

    Общее количество казненных во всех странах мира составило не менее 3797 человек (в 1994 г. таких исходов было 5139). 7% от общего количества было казнено в Иране, Вьетнаме и США. 90% (около 3400 человек) от общего количества казненных приходится на долю одного государства - Китай (в 1994 г. там было казнено 4367 человек). Из-за закрытости статистических данных аналитики допускают, что реальное число казненных в этой стране может доходить до 10000 человек в год.

    На сегодняшний день США остаются единственным демократически развитым государством, в котором смертная казнь может быть применена не только федеральным судом, но и большей частью судов штатов (38 штатов). Действовавший в стране мораторий на применение смертной казни был отменен в середине 70-х годов XX столетия. За период с 1976 по 2005 гг. было казнено 1000 человек (в течение 2005 г. - 60 человек). В 2005 г. уголовное законодательство США расширило перечень преступлений, за виновное совершение которых возможно применение смертной казни.

    Не имеет однозначного понимания и по-прежнему дебатируется вопрос об эффективности смертной казни как средства устрашения для потенциальных преступников и своего рода профилактической меры, применяемой государством. Например, число убийств в американских штатах (5,1 убийств на 100 тыс. населения), где смертная казнь не применяется, ниже подобного показателя (2,9 убийств на 100 тыс. человек) в тех штатах, где она предусмотрена.

    Опыт Канады также подтверждает американскую тенденцию. До запрета смертной казни (1976 г.) уровень убийств составлял 3,09. В 1980 г. он снизился до 2,41, а в 2002 г. - до 1,85 убийства на 100 тыс. населения.

    Следует отметить, что общественное мнение свидетельствует о другом отношении к возможности применения смертной казни. В 2005 г. по данным социологических опросов 64% американцев высказались за необходимость исключительной меры наказания. В 2001 г. 79%, а в феврале 2006 г. 74% опрошенных россиян также посчитали справедливым возможность применения смертной казни. 63% респондентов посчитали ошибочным объявление моратория на применение смертной казни. За полную отмену смертной казни высказалось только 4% опрошенных россиян.

    На каждом историческом этапе государство вынуждено определять приоритетные направления по борьбе с преступностью. Например, в 2005-2006 гг. основными направлениями деятельности правоохранительных органов России были определены следующие: противодействие терроризму; борьба с организованной преступностью; решение проблемы незаконной миграции.

    Мелехин А.В. Теория государства и права. 2005