Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция кинооператора

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция кинооператора в сфере научно-популярной, хроникально-документальной, учебной кинематографии

1.1. Кинооператор относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

- кинооператора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Кинооператорство", стаж работы в должности ассистента кинооператора I категории, снявшего не менее 2 полнометражных или 4 короткометражных фильма, не менее 1 года;

- кинооператора II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Кинооператор", стаж работы в должности кинооператора, снявшего не менее 2 полнометражных или 5 короткометражных фильмов, не менее 2 лет;

- кинооператора I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Кинооператорство", стаж работы в должности кинооператора II категории, снявшего не менее 3 полнометражных или 8 короткометражных фильмов, не менее 3 лет.

1.3. Кинооператор должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области кинематографии и телевидения;

- теорию и практику кинооператорского мастерства;

- методы художественного киноосвещения и кинокомпозиции;

- методы комбинированных и специальных видов киносъемок и анимации;

- свойства, характеристики и технологию обработки киноматериалов;

- виды, устройство и правила эксплуатации киносъемочной аппаратуры, светотехнических средств, операторского транспорта, вспомогательной техники;

- действующие государственные стандарты и технические условия проведения киносъемок;

- историю изобразительных искусств;

- основы кинодраматургии и кинорежиссуры;

- историю русской и зарубежной кинематографии;

- основы технологии, организации и экономики производства фильма;

- новейшие достижения отечественного и зарубежного киноискусства и кинотехники;

- правила транспортировки киносъемочной аппаратуры и кинооборудования;

- основы трудового законодательства;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.4. Кинооператор в своей деятельности руководствуется:

1.6. В период отсутствия кинооператора (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Кинооператор относится к профессиональной квалификационной группе "Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

2.1. Реализация замысла творческого коллектива съемочной группы в части изобразительного решения фильма.

2.2. Проведение экспериментальных работ, совершенствование технологии съемки фильма.

2.3. Руководство кинооператорами комбинированных и специальных съемок.

3. Должностные обязанности

Кинооператор исполняет следующие обязанности:

3.1. Реализует под руководством кинорежиссера совместный замысел творческого коллектива съемочной группы в части изобразительного решения фильма.

3.2. Обеспечивает изобразительную трактовку фильма и раскрытие научного материала, точность портретных характеристик основных персонажей, светотональное единство отснятого материала, а в цветных фильмах - колористическое решение фильма в целом, фотографическое и техническое качество изображения.

3.3. Осуществляет съемку фильма, руководит операторской группой, организует ее работу.

3.4. Проводит работу по совершенствованию технологии съемки фильма, сокращению расходов пленки, электроэнергии и предупреждению операторского брака.

3.5. Участвует в работе над режиссерским сценарием, включая работу с консультантами, в необходимых случаях, в работе над литературным сценарием, а также в разработке творческих, организационных и технических вопросов производства фильма.

3.6. Выезжает на выбор объектов съемок фильма.

3.7. Принимает участие в составлении календарного плана и сметы производства фильма по всем разделам, связанным с изобразительным решением.

3.8. Утверждает совместно с кинорежиссером и художником-постановщиком эскизы декораций, костюмов, макетов, мебели, реквизита, а также планировок и конструкторских разработок декораций, разработки специальных и комбинированных съемок фильма.

3.9. Руководит работой кинооператоров комбинированных и специальных съемок в целях создания единого стилевого характера изобразительного решения фильма.

3.10. Участвует в утверждении гримов.

3.11. Проводит съемку кинопроб актеров.

3.12. Осуществляет в случае производственной необходимости специальные операторские пробы пленки, света, грима и костюмов персонажей.

3.13. Устанавливает световой и цветовой режимы фильма, составляет перечень необходимых для съемок фильма аппаратуры, оптики, материалов, свето- и технических приспособлений.

3.14. Участвует в формировании операторского состава съемочной группы.

3.15. Участвует в отборе дублей отснятых сцен фильма и в их обсуждении.

3.16. Дает рекомендации установщикам света цеха обработки пленки по печати позитива (световой или цветовой паспорт).

3.17. Принимает от цеха обработки пленки эталонную и контрольную копии фильма.

3.18. Участвует в сдаче готового фильма руководству киностудии и заказчику.

3.19. Обеспечивает сдачу исходных материалов.

3.20. Осуществляет работу по проведению экспериментальных работ в области изобразительного искусства.

Кинооператор имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

5.1. Кинооператор привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

Видео

должностная инструкция кинооператора:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Должностная инструкция кинооператора-постановщика

    Должностная инструкция кинооператора-постановщика

    1.1. Кинооператор-постановщик относится к категории специалистов.

    1.2. На должность:

    - кинооператора-постановщика принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Кинооператорство", стаж работы в должности кинооператора не менее 1 года, снявшего не менее 3 фильмов;

    - кинооператора-постановщика II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Кинооператорство", стаж работы в должности кинооператора-постановщика не менее 2 лет, снявшего не менее 2 полнометражных фильмов;

    - кинооператора-постановщика I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Кинооператорство", стаж работы в должности кинооператора-постановщика II категории не менее 3 лет, снявшего не менее 3 полнометражных фильмов;

    - кинооператора-постановщика высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Кинооператорство", стаж работы в должности кинооператора-постановщика I категории не менее 5 лет, снявшего не менее 3 полнометражных фильмов.

    1.3. Кинооператор-постановщик должен знать:

    - законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области кинематографии и телевидения;

    - теорию и практику кинооператорского мастерства;

    - методы художественного киноосвещения и кинокомпозиции;

    - методы комбинированных и специальных видов киносъемок;

    - свойства, характеристики и технологию обработки киноматериалов;

    - виды, устройство и правила эксплуатации киносъемочной аппаратуры, светотехнических средств, операторского транспорта, вспомогательной техники;

    - действующие государственные стандарты и технические условия проведения киносъемок;

    - историю изобразительного искусства;

    - основы кинодраматургии, кинорежиссуры и мастерства художников кино;

    - историю отечественной и зарубежной кинематографии;

    - основы технологии, организации и экономики производства фильма;

    - новейшие достижения отечественного и зарубежного киноискусства и кинотехники;

    - основы трудового законодательства;

    - Правила внутреннего трудового распорядка;

    - правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

    1.4. Кинооператор-постановщик в своей деятельности руководствуется:

    1.6. В период отсутствия кинооператора-постановщика (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

    2. Функции

    2.1. Выполнение постановочной работы, руководство операторской группой, контроль за выполнением постановочных задач.

    2.2. Совершенствование технологии съемки фильмов.

    3. Должностные обязанности

    Кинооператор-постановщик исполняет следующие обязанности:

    3.1. Осуществляет средствами кинооператорского искусства замысел кинорежиссера-постановщика.

    3.2. Обеспечивает совместно с кинорежиссером-постановщиком художественный уровень фильма и его изобразительную трактовку (точные портретные характеристики всех основных персонажей фильма, светотональное единство отснятого материала, а также колористическое решение фильма в целом, фотографическое и техническое качество изображения), рациональное использование операторской техники.

    3.3. Руководит операторской группой, организует ее работу.

    3.4. Проводит работу по совершенствованию технологии съемки фильма, сокращению расходов пленки, электроэнергии, а также использованию резервов повышения производительности труда и предупреждению операторского брака.

    3.5. Принимает участие в разработке постановочного проекта фильма в части творческих, организационных и технических вопросов.

    3.6. Утверждает совместно с кинорежиссером-постановщиком и художником-постановщиком эскизы декораций, костюмов, реквизита.

    3.7. Ведет работу с кинооператором комбинированных съемок в целях создания единого стилевого характера изобразительного решения фильма.

    3.8. Участвует в утверждении гримов.

    3.9. Проводит съемку кинопроб актеров.

    3.10. Осуществляет в случае производственной необходимости специальные операторские пробы кинопленки, света, грима, костюмов персонажей.

    3.11. Устанавливает световой и цветовой режимы фильма.

    3.12. Составляет перечень необходимых для киносъемок аппаратуры, оптики, материалов, светотехнических приспособлений.

    3.13. Принимает участие в формировании операторского состава съемочной группы.

    3.14. Принимает совместно с кинорежиссером-постановщиком и художником-постановщиком готовые декорации, мебель, реквизит, бутафорию и костюмы.

    3.15. Устанавливает время съемок натурных кадров фильма, определяет совместно с кинорежиссером-постановщиком, художником-постановщиком и директором съемочной группы место и расположение декораций на натурных площадках.

    3.16. Участвует в отборе дублей и обсуждении отснятого материала.

    3.17. Принимает совместно с кинорежиссером-постановщиком и директором съемочной группы меры, обеспечивающие соответствие фактически отснятого метража метражу, утвержденному в режиссерском сценарии.

    3.18. Контролирует качество изготовления надписей, шторок, затемнений, вытеснений, наплывов и других лабораторных работ.

    3.19. Дает указания и контролирует работы установщиков света цеха обработки пленки по печати позитива (световой и цветовой паспорт).

    3.20. Участвует в сдаче готового фильма технической комиссии киностудии.

    3.21. Обеспечивает сдачу исходных материалов.

    3.22. Осуществляет работу по проведению экспериментальных работ в области киноизобразительного искусства.

    Кинооператор-постановщик имеет право:

    4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

    4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

    4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

    4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

    5. Ответственность

    5.1. Кинооператор-постановщик привлекается к ответственности:

    - за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

    - за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

    - за причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

    6. Заключительные положения

    Должностная инструкция телеоператора (рус

    Популярные статьи


    "___" ______________ 200_ г .

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ТЕЛЕОПЕРАТОРА

  • Телеоператор относится к категории специалистов.
  • На должность телеоператора принимается лицо, имеющее среднее-специальное техническое образование с опытом работы в данной области.
  • Прием на должность телеоператора и освобождение от нее производится приказом генерального директора предприятия по представлению руководителя отдела.
  • Телеоператор должен знать:
    - Методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы .
    - Особенности деятельности предприятия, организационную структуру .
    - Принципы эксплуатации съемочного видеооборудования .
    - Основы композиции, экспонометрии .

    Должностная инструкция видеооператора (рус.) | Должностные инструкции 07.03.2010 (название учреждения, организации) УТВЕРЖДАЮ (ФИО, подпись) "___" ______________ 200_ г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВИДЕООПЕРАТОРА I. Общие положения Видеооператор относится к категории специалистов. На должность видеооператора принимается лиц

    - Основы работы со светом, световым оборудованием .
    - Основы звукорежиссуры .
    - Систему взаимоотношений с журналистом (режиссером) .
    - Правила внутреннего трудового распорядка .
    - Правила и нормы охраны труда .
  • Телеоператор подчиняется непосредственно руководителю отдела.
  • На время отсутствия телеоператора (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом ген. директора предприятия. Лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
  • _________________________________________________________________.
  • _________________________________________________________________.

    II. Должностные обязанности

  • Выезжает на съемки вместе с журналистом (режиссером).
  • До и после съемки работает в тесном контакте с журналистом, режиссером обсуждая сценарий и согласовывая план съемок.
  • Выполняет функции оператора-постановщика, в случае производственной необходимости.
  • Отвечает за качество и количество отснятого видеоматериала, согласно предъявляемым на телевидении требованиям, контролируя качество записи во время съемок.
  • Перед выездом контролирует исправность и работоспособность необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, переносного и накамерного освещения) на съемках использует штатив.
  • Своевременно информирует руководителя отдела и техническую службу о неисправности подотчетной съемочной и звукозаписывающей техники.
  • Съемки в режиме выезда производит, не нарушая правил пользования доверенной техникой.
  • Выполняет функции студийного оператора во время прямого эфира и записи программ.
  • Контролирует исправность видеоаппаратуры и осветительной аппаратуры в павильоне, оперативные технические вопросы решает только с технической службой и руководством отдела.
  • Производит подготовку студии к прямому эфиру или записи минимум за 30 минут до начала работы в присутствии дежурного видеоинженера.
  • Производит съемки авторских, коммерческих и новостных программ, в том числе концертные программы и т.д.
  • Содержит в порядке видеоаппаратуру.
  • Работает в соответствии с установленным графиком и Правилами внутреннего трудового распорядка телевидения.
  • Другие обязанности в соответствии с производственной необходимостью по распоряжению руководителя отдела.
  • _________________________________________________________________.
  • _________________________________________________________________.
    Телеоператор имеет право:
  • Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
  • Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
  • Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  • Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
  • Перед выездом на съемки знакомиться с синопсисом будущего сюжета.
  • _________________________________________________________________.
  • _________________________________________________________________.
    Телеоператор несет ответственность:
  • За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством России.
  • За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством России.
  • _________________________________________________________________.
  • _________________________________________________________________.
    СОГЛАСОВАНО: Руководитель
    структурного подразделения: ________
    (подпись)
    ______________________
    (ФИО)
    "____" ____________ ____г .

    Должностная инструкция старшего телеоператора технического отдела (рус.) |. 07.03.2010 (название учреждения, организации) УТВЕРЖДАЮ (ФИО, подпись) "___" ______________ 200_ г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ТЕЛЕОПЕРАТОРА ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА I. Общие положения Старший телеоператор относится к категории специалистов. На должность


    Начальник
    юридического отдела: ________
    (подпись)
    ______________________
    (ФИО)
    "____" ____________ ____г .

    С инструкцией ознакомлен: ________
    (подпись)
    ______________________
    (ФИО)
    "____" ____________ ____г .

    Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой - Поиск по сайту.


    Другие материалы по теме: Должностная инструкция телеоператора (рус.) | Должностные инструкции

    Популярные запросы
  • Профессия кинооператор (кто такой, чем занимается, сколько зарабатывает)

    Профессия кинооператор

    Профессия кинооператор, пожалуй, вторая по значимости в кинопроизводстве после режиссера. Если последний решает, что снимать, то первый — как снимать. То есть режиссер отвечает за творческую составляющую кинопродукта, а кинооператор — за техническую.

    Даже сценарист играет не такую важную роль в киноиндустрии: многие фильмы снимаются по книгам, в других случаях сценарии пишут сами режиссеры. Так что без сценариста можно обойтись, а вот без оператора — никак.

    Кинооператор не только просто ведет съемку, но и расставляет все съемочное оборудование, осветительные приборы, декорации, участвует в создании спецэффектов. Он фактически является не только техническим работником, но и художником, результатом работы которого является кинопродукт, который нам показывают. Более того, без преувеличения можно сказать, что мы видим любой фильм именно глазами кинооператора. В этом и заключается творческая составляющая его работы: «увидеть» кадр до съемки, воссоздать его в реальности и лишь потом перенести на пленку.

    Помимо сложных спецэффектов кинооператор занимается тем, что постоянно создает эффекты «попроще»: дождь при солнечной погоде, свет Луны днем, выразительность эмоций актеров в полной темноте и многое другое, чего на самом деле увидеть невозможно, но в фильме мы это видим.

    Кто работает в команде с кинооператором

    В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.

    • Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
    • Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
    • В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
    • В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.

    Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком. И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д. Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером. сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.

    Места работы

    Кинооператоры работают в первую очередь в кинокомпаниях и на телевидении. Однако есть и «непрофильные» организации, которым требуются такие специалисты. Это могут быть крупные рекламные агентства, PR-отдела корпораций, учебные или научные организации, выпускающие учебные фильмы хорошего качества.

    История профессии

    Чтобы понять, кто такой кинооператор, лучше немного заглянуть в историю кино и назвать некоторые имена.

    Первыми профессиональными кинооператорами, безусловно, стоит назвать братьев Люмьер с их «Прибытием поезда». Какой-то сценаристской или режиссерской работы в этом «ролике» не видно, но определенный эффект присутствия создала операторская работа.

    Кинооператорами порой становились не только узкие специалисты, но и известнейшие режиссеры — например, Чарли Чаплин. Из более поздних стоит выделить Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Роберта Дауни-старшего, Квентина Тарантино и т.д.

    Любопытно, например, что известнейший режиссер Стэнли Кубрик своего единственного «Оскара» получил не за режиссуру, а за лучшие визуальные эффекты — именно за операторскую работу.

    Из отечественной операторской школы нельзя не отметить П.Е. Тодоровского, В.А. Рапопорта, Б.И. Волчека, П.Т. Лебешева, П.В. Клушанцева и многих других. Интересно, что последнего Джордж Лукас назвал «крестным отцом» «Звездных войн», а его наработки в плане спецэффектов использованы при съемках фильма «Терминатор-2: Судный день».

    Как стать кинооператором

    Стать кинооператором высокого уровня не так-то просто — желательно закончить Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (знаменитый ВГИК). Однако некоторые специалисты пробиваются наверх, закончив, к примеру, отделение телевизионной журналистики.

    Кто-то может убедить работодателей в своем таланте и профессионализме и без диплома, но это большая редкость. Так что поискать, где можно учиться на кинооператора, смысл имеет — в настоящее время существует немало и частных киношкол, возглавляемых известными мастерами.

    Зарплата кинооператора

    Перед тем, как выбрать данную профессию, разумеется, стоит поинтересоваться, сколько зарабатывает кинооператор — не у всех же доходы, как у Лукаса с Тарантино.

    Но здесь вам придется серьезно потрудиться, т.к. вакансии в интернете отыскать проблематично. Есть смысл ориентироваться на доходы теле- и видео-операторов, которые обычно составляют от 30 000 до 80 000 рублей в месяц. Так что средняя зарплата кинооператора находится в районе 50 000 рублей в месяц.