Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на актера театра образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Должностная инструкция артиста (кукловода) театра кукол

Должностная инструкция артиста (кукловода) театра кукол

Артист (кукловод) театра кукол

1.1. Артист (кукловод) театра кукол относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

1) артиста (кукловода) театра кукол второй категории принимается лицо, имеющее высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы;

2) артиста (кукловода) театра кукол первой категории принимается (переводится) лицо:

- имеющее: высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в профессиональном театре не менее 1 года или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в профессиональном театре не менее 3 лет в должности артиста (кукловода) театра кукол второй категории; опыт владения техникой кукловождения;

- владеющее профессиональным мастерством при исполнении ведущих ролей в спектаклях театра;

3) артиста (кукловода) театра кукол высшей категории принимается (переводится) лицо:

- имеющее: высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в профессиональном театре не менее 3 лет в должности артиста (кукловода) театра кукол первой категории; отличные сценические данные; опыт владения в совершенстве техникой кукловождения;

- владеющее высоким профессиональным мастерством при исполнении значительных и ответственных ролей;

4) артиста (кукловода) театра кукол - ведущего мастера сцены принимается (переводится) лицо:

- имеющее: высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в профессиональном театре не менее 5 лет в должности артиста (кукловода) театра кукол высшей категории; выдающиеся сценические данные; опыт владения в совершенстве техникой кукловождения; широкое признание публики

- владеющее высоким профессиональным мастерством при исполнении значительных и ответственных ролей.

1.3. Артист (кукловод) театра кукол должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра;

- основной состав зрительской аудитории;

- текущий репертуар театра;

- теорию и практику мастерства актера театра кукол;

- историю театра, театра кукол, других видов искусств;

- драматургию театра кукол;

- современную практику театра кукол;

- основы сценической речи, технику речи (артикуляцию, дикцию, дыхание, голосоведение), основные речевые и голосовые упражнения, музыкальной грамоты;

- основы сценического движения (свобода мышц, динамичность, сила, пластичность, гибкость, ловкость, равновесие, координация, выразительность), акробатики, структуру танца;

- виды грима, технику гримирования, основные приемы грима;

- технику кукловождения основных театральных систем;

- основные упражнения и этюды в живом плане и с куклой в актерской учебной и творческой практике;

- системы театральных кукол, их художественно-технологические особенности;

- технологию изготовления основных систем театральных кукол (перчаточная, тростевая, марионетка);

- методы тренажа и самостоятельной работы над ролью;

- структуру и содержание репетиционного процесса;

- основы организации театрального дела;

- основы философии, культурологии, психологии и педагогики;

- основы трудового законодательства;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.4. Артист (кукловод) театра кукол в своей деятельности руководствуется:

- настоящей должностной инструкцией;

1.6. В период отсутствия артиста (кукловода) театра кукол (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Артист (кукловод) театра кукол относится к профессиональной квалификационной группе "Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

2. Функции

2.1. Подготовка к исполнению ролей в постановках (спектаклях).

2.2. Выполнение поставленных сценических задач.

3. Должностные обязанности

Артист (кукловод) театра кукол исполняет следующие обязанности:

3.1. Готовит под руководством режиссера роли в новых постановках или в порядке ввода в спектакли текущего репертуара, а в случае производственной необходимости - в порядке срочного ввода.

3.2. Исполняет в спектаклях, концертах, других представлениях театра кукол поручаемые ему роли на стационаре, гастролях и выездах в количестве, определяемом в трудовом договоре.

3.3. Исполняет речевые, технические шумы.

3.4. Участвует в перестановке декораций в ходе спектакля.

3.5. Постоянно совершенствуя свое мастерство, самостоятельно занимается тренажем, сохраняет и поддерживает внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей.

3.6. Участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие.

3.7. Владеет техникой кукловождения, сценической речью, элементами актерской техники артиста драмы.

3.8. Обладает основами музыкальной грамоты, пения. Является на репетиции творчески подготовленным.

Артист (кукловод) театра кукол имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

5. Ответственность

5.1. Артист (кукловод) театра кукол привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

характеристика на актера театра образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Актер театра

    Актер театра Общая характеристика профессии

    Человек, создающий на сцене театра художественный образ с целью воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию.

    Должностные обязанности
    1. Актер создает художественный образ.
    2. При этом создаваемый образ эстетически ценен в той мере, в какой через него развивается действие и идейная направленность спектакля или фильма в целом.
    3. В процессе работы актеры тесно связаны со своими партнерами и режиссером, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театральная постановка или кинофильм.
    4. На репетициях актер, ставя себя в обстоятельства пьес и роли, решает задачу создания характера на основе сценического перевоплощения.
    5. Важнейшим и завершающим актом работы является выступление перед зрителем в театре или съемка в кино.
    6. В качестве материала для создания художественного образа актер использует самого себя, свой интеллект, эмоциональные качества и внешние данные.
    7. Он прибегает к помощи грима, костюма, иногда к помощи маски.
    8. Актеру нужно, прежде всего, иметь хорошую дикцию и сильный голос, чувство ритма и музыкальный слух, не иметь физических недостатков.
    9. Но главное — надо обладать сценическим обаянием.
    10. Это качество включает в себя многое: выразительность, способность к естественному общению с партнерами на сцене, умение заразить зрителя своими мыслями и чувствами.
    11. Большое значение для актера имеют такие качества, как наблюдательность и воображение, т.е. способность подмечать характерные черты жизненных явлений и потом воплощать их на сцене.
    12. Это служит основным источником пополнения профессионального багажа актера.
    Квалификационные требования

    Профессиональные учебные заведения в Москве: ГИТИС, ВГИК (готовит актеров кино), училище им. Щепкина, училище им. Щукина, институт культуры, школа-студия при МХАТ, в Новосибирске — Новосибирское государственное театральное училище.

    © 2003-2016 «Rabotka.ru — энциклопедия по трудоустройству»

    При полной или частичной перепечатке материалов
    обязательна гиперссылка на страницу размещения материала.

    Актер должен быть в постоянном тренинге - всегда в пути - Кировский театр кукол имени А

    Актер должен быть в постоянном тренинге - всегда в пути

    Пока золотомасочник, режиссер и художник-постановщик спектакля «Старый сеньор» Виктор Никоненко и директор театра Ирина Леонидовна Корчевникова были на малой сцене окружены плотным кольцом репортеров и тележурналистов, мы с актерами образцовского театра кукол Андреем Нечаевым и Халисей Богдановой, укрылись от гастрольной - по своему замечательной - суеты, в одном тихом уголке нашего театра, чтобы поговорить о вечном, прекрасном и добром, то есть опять же о театре кукол.

    Окончил Нижегородское театральное училище по специальности «актер театра кукол» в 1995 − курс Р. Бунатян. С 1995 по 2000 работал в Московском театре детской книги «Волшебная лампа», в 2000-2003 в Московском областном театре кукол, в 2003-2009 в «Маленьком театр кукол», г. Балашиха, С 2009 актер Театра кукол им. С.В. Образцова. Сыграл более 40 ролей. Дважды Лауреат Премии «Золотая Маска»: 2013 год «лучшая работа актера в кукольном театре», спектакль «Снеговик»; 2014 года - «лучшая работа актера в кукольном театре», спектакль «Старый сеньор».

    Окончила Нижегородское театральное училище по специальности «актер театра кукол» в 2001 – курс Р. Бунатян и СПГАТИ по специальности «актер театра кукол» в 2006 – курс Т. Стависской. В 2001-2006 актриса Псковского театра кукол, в 2006-2012 Московского театра детской книги «Волшебная лампа». С 2012 актриса Театра кукол им. С.В. Образцова. Лауреат Премии «Золотая Маска» 2014 года «лучшая работа актера в кукольном театре», спектакль «Старый сеньор».

    Актер должен быть в постоянном тренинге

    Какая роль Вам больше всего дорога, памятна?

    Андрей Нечаев: Каждая по-своему дорога. А какая самая-самая? Так это последняя! Она только появилась, она у тебя еще маленькая, растет как ребенок. Поэтому из последних - это роль Старого графа в спектакле «Женитьба Фигаро», сказочник из «Снеговика».

    Халися Богданова: Для меня вообще нет неважных ролей. Все роли – любимые. Актер всегда в пути, всегда работает над собой, над ролью, даже если она давнишняя. Но особенно хочу сказать о привезенном спектакле «Старый сеньор». В нем много воздуха. Много места для импровизаций, для внутреннего роста. Этот спектакль всегда новый, но и по большому счету: всякий спектакль, всякая роль для тебя становятся новыми, если ты выкладываешься на сцене. Вот так вот коротко, но это точно обо мне.

    Кто главный в спектакле – кукла или актер?

    Андрей Нечаев: В кукле уже есть какая-то заданность. У нее есть свое лицо, как правило, есть характер. С этим характером актеру и нужно творчески сжиться. Иногда, когда долго работаешь с куклой, она вдруг открывается с какой-то другой стороны. Ты понимаешь, что она может сделать то, чего ты раньше не знал и не думал. От куклы нужно идти. Иногда сам навязываешь ей что-то. Но когда ты навязываешь - она может принять, а может и не принять.

    Почему вы как профессиональные актеры выбрали театр кукол? В какой момент своей жизни вы поняли, что театр кукол вам интересен, и вы хотели бы именно этим заниматься?

    Андрей Нечаев: Всегдашний вопрос, на который я всегда отвечаю: у меня никогда не было такого момента в жизни, меня ничего не связывало с театром кукол, я им никогда не интересовался. Но так случилось в жизни. Я поступал на драматический факультет, но на третьем туре меня перевели на параллельный поток и предложили попробовать себя на кукольном отделении. Я стал учиться этой профессии. Примерно так. В Европе актер часто универсален, работает в разных жанрах. И это нормально. Я вообще не очень понимаю деление на жанры. Если это актер, то он актер в любом жанре абсолютно.

    Халися Богданова: Даже не знаю, как сказать. Так получилось. Так сложились обстоятельства. Когда я поступала, другого набора не было. Поэтому отучилась на актрису театра кукол. Но уже потом после Нижегородского училища я начала двигаться к «кукле» целенаправленно. И я согласна с мнением Андрея о европейских артистах: одно другому не мешает. В большинстве случаев нужно быть открытым для нового опыта.

    Удивительно, да? Оба актера получили за свою работу в куклах – «Золотые маски». И вот, оказывается, изначально путь в театр кукол был – стечением жизненных обстоятельств, почти случайным. Вот уж, действительно, по- пушкински: «и Случай – бог изобретатель!» И уже из дня сегодняшнего призадумаешься: а случайно ли этот путь был избран?

    В чем для вас магия театра кукол, волшебство? Или для вас все привычно и это просто ремесло?

    Халися Богданова: Нет, не просто, конечно, вот, например, «оживление» куклы – это какая-то тайна. Иногда кукла «оживает» в твоих руках. А иногда – нет, чтобы ты как актер ни делал, хоть десять лет можешь с ней проработать, а она – не отзовется. Останется куклой.

    В ваших руках кукла оживает?

    Андрей Нечаев: Да есть большая разница между «вождением» и «оживлением». И дело не только в профессионализме. Иногда бывает, что происходят удивительные вещи – когда кукла вдруг начинает жить свой жизнью, словно отдельно от тебя, словно это она тобой управляет, тебя «ведет». Это приятное чувство, я бы сказал, растворения в образе, но оно быстро проходит.

    Халися Богданова: Все верно. Не нужно куклу «подламывать», нужно идти за ней. Бывает так, что кукла не хочет этого делать, точно не хочет, может быть, чуть позже она это сама сделает, но сейчас не нужно ее ломать. Куклу нужно понять, почувствовать.

    Есть ли в театре кукол у актеров преимущества, которых нет у актеров драмы?

    Андрей Нечаев: Есть. В достаточно зрелом возрасте можно играть детей, молодых, потому что тебя самого не видно. Есть еще совсем иное существование, например, кукла может летать по воздуху, у нее могут отделять различные части тела, если это нужно. Живому человеку это достаточно сложно сделать.

    На театр Образцова равняются многие театры страны. А кто для Вас является вдохновляющим примером?

    Андрей Нечаев. Примеров немало, но первое, что приходит в голову это французский театральный режиссёр, хореограф и кукольник - Филипп Жанти и актеры его труппы. Они проводили в нашем театре свои мастер-классы. Это сильно расширило кругозор! Еще могу назвать имя Николя Гусева, ударение на «е». Он из русских эмигрантов. Тоже проводил у нас мастер-класс. Впечатлило сильно.

    Халися Богданова: Да, на этих мастер-классах было здорово! Обогащение опытом происходило почти сразу. Ты начинаешь по-другому смотреть на свои старые роли, по-новому их видеть. Актер должен быть в постоянном тренинге. Лично мне очень повезло, что я нахожусь в коллективе, где есть старшее поколение актеров-кукольников. Для меня это уникальный случай! Я счастлива трудиться среди любимых людей, которые вдохновляют меня – от самых молодых до взросленьких. Не только в возрасте дело! Но, кроме театрального опыта, меня вдохновляет еще очень многое: и люди, и природа, и гастрольные поездки.

    Андрей Нечаев: Для меня, то, о чем говорит Халися, тоже именно так. Театр Образцова это наш золотой театральный фонд. Миссия нашего театра, именно миссия, а не просто задача, сохранить имя Сергея Образцова, его наследие. У нас в России есть своя серьезная школа кукольников. Ее нужно развивать, знакомить с ней не только нашего, но и европейского зрителя. Я с большим уважением отношусь к российскому театру кукол.

    Вы привезли с собой два детских спектакля и один для взрослых? Театр кукол для детей или для взрослых?

    Андрей Нечаев: Есть такое предубеждение, еще с советских времен, что театр кукол – только для маленьких. Но это предубеждение и не более. Существует множество примеров замечательных постановок в кукле для больших. У всех возрастов театр кукол находит свой отклик. Нужно только найти подход к зрителю. Для меня это очевидно.

    Халися Богданова: Я согласна с этим, вот «Божественная комедия» была поставлена 1961 году, а шутки ее до сих пор – актуальны, номера в спектакле зрители смотрят с большим интересом. И большие и маленькие. Нужно находить равновесие, золотую середину в репертуаре. Далеко от Москвы, конечно, привлечь зрителей на взрослый кукольный спектакль пока сложней, но думаю, что зрителей нужно увлекать за собой.

    Каким вам видится будущее театра кукол?

    Андрей Нечаев: Прежде всего - разнообразным по жанрам, по технике, по куклам, по всему! И чем дальше в будущее, тем более разнообразным, удивительным, оригинальным. Но при этом нужно сохранять накопленный опыт кукольников. Должен быть синтез между совершенно новыми подходами и прежними способами, и навыками. Должен быть один язык, на котором театр разговаривает со зрителями, а не разрозненный набор техник.

    Халися Богданова: Традицию нужно беречь, сохранять школу игры, кукловождения, но необходимо давать новому свое место, изучать новые материалы, например, у нас в спектакле «Старый сеньор» используется новый материал. Одна кукла в нем полностью из силикона. Будущее за сильными театральными школами, именно школами, а не просто отдельными театрами.

    Слышали вы раньше о нашем театре кукол? Какое первое впечатление от зрителя?

    Андрей Нечаев: Я знаю, что когда-то Образцов приезжал в ваш театр, проводил свои семинары, встречи с актерами. А совсем недавно наш главный режиссер Борис Константинов поставил на вашей сцене спектакль «Палата № 9». Мы были свидетелями его творческого заряда, когда он приезжал из Кирова с новыми идеями, делился своими впечатлениями от работы. Он горел этим спектаклем. Мы были также наслышаны о вашем новом здании, где все устроено для театрального дела по последнему слову техники. Нам понравилось работать на вашей сцене.

    Халися Богданова: Я видела вашу «Палату» на московском фестивале в прошлом году. У меня сразу возник интерес к театру, захотелось приехать к вам, попробовать потрудиться на новой современной сцене. И вот мы - здесь. И я сразу вдохновилась! У нас в Москве деревья еще зеленые. А у вас уже такая красивая золотая осень! И солнце светит! Красивый у вас солнечный город. И зритель отзывчивый, контактный.

    Театр — это особое искусство. Оно живое, сиюминутное в достаточной степени элитарное. Не все обязаны его любить и сюда приходить. Театр — это альтернативная жизнь. Иногда идеальная, иногда — нет. И, может быть, театр — это своего рода антидепрессант. Зритель приходит получить удовольствие, радость. Искусство влияет эмоционально, подсознательно, больше чем сознательно. То, что понятно — понятно, то, что непонятно — непонятно. Другая жизнь, на которую смотришь со стороны. Понимаешь или нет — не всегда важно. Важно, чтобы она была убедительна, реальна. Реальна как кукла!

    Актер театра

    Список профессий / Справочник профессий

    1. Общая характеристика профессии

    Человек, создающий в на сцене театра художественный образ с целью воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию.

    2. Должностные обязанности

    Актер создает художественный образ. При этом создаваемый образ эстетически ценен в той мере, в какой через него развивается действие и идейная направленность спектакля или фильма в целом. В процессе работы актеры тесно связаны со своими партнерами и режиссером, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театральная постановка или кинофильм. На репетициях актер, ставя себя в обстоятельства пьес и роли, решает задачу создания характера на основе сценического перевоплощения. Важнейшим и завершающим актом работы является выступление перед зрителем в театре или съемка в кино. В качестве материала для создания художественного образа актер использует самого себя, свой интеллект, эмоциональные качества и внешние данные. Он прибегает к помощи грима, костюма, иногда к помощи маски. Актеру нужно, прежде всего, иметь хорошую дикцию и сильный голос, чувство ритма и музыкальный слух, не иметь физических недостатков. Но главное - надо обладать сценическим обаянием. Это качество включает в себя многое: выразительность, способность к естественному общению с партнерами на сцене, умение заразить зрителя своими мыслями и чувствами. Большое значение для актера имеют такие качества, как наблюдательность и воображение, т.е. способность подмечать характерные черты жизненных явлений и потом воплощать их на сцене. Это служит основным источником пополнения профессионального багажа актера.

    3. Квалификационные требования

    Профессиональные учебные заведения в Москве: ГИТИС, ВГИК (готовит актеров кино), училище им. Щепкина, училище им. Щукина, институт культуры, школа-студия при МХАТ, в Новосибирске – Новосибирское государственное театральное училище.

    Copyright © 2006 JobToday.com.ua
    Администрация сервера не несет ответственности за содержание размещенных объявлений.
    Вопросы и предложения:

    Презентация на тему: Искусство кукольного театра

    Искусство кукольного театра. История Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров (или наряду с актёрами) действуют. - презентация

    2 История Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы. Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён.

    3 Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Искусство кукольников очень старое в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея.[1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая.ЕгиптеОзирисаДревней Грецииэллинизма ГеродотаКсенофонтаАристотеляГорацияМарка АврелияАпулея[1]

    4 Типы театра кукол Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно- тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. ширмой

    5

    6. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры- кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры- кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

    7 Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров- кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами- кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол- актёров используются куклы- марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами- кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.

    8 КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ В театральных спектаклях современного периода в качестве куклы-действующего лица может выступать практически любой предмет, «оживленный» актером – от бытовой вещи (флакон из-под духов, старая игрушка, веер, цветок и т.д.) до специально изготовленной бутафором. Существуют и специфические виды кукол, конструкции которых разработаны специально для театральных представлений.

    9 Виды кукол Верховые куклы – т.е. те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.

    10 Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты- петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника.

    11 Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

    12

    13 К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.

    14 Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр «ваянг-голек»). Индонезийский теневой театр ваянг- кулит.

    15

    16

    17 Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом (т.н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению- крестовине – т.н. ваге, или коромыслу.

    18

    19

    22 Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю.Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.- Х.Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

    23 Т.н. куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

    24 Озорной человечек На рубеже веков в Италии, а затем и в других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра. Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, а в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело размахивая своей дубинкой. В каждой стране за ним закрепилось своё имя.

    29 В России – Петрушка. Народ орешки щёлкает, А то два-три крестьянина Словечком перекинутся… Хохочут, утешаются И часто в речь Петрушкину Вставляют слово меткое, Какого не придумаешь, Хоть проглоти перо!