Руководства, Инструкции, Бланки

образец договор доверительного управления долей в ооо

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Договор доверительного управления долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью 2016 - образец

Договор доверительного управления долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью ДОГОВОР N _____ доверительного управления долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Учредитель управления передает Доверительному управляющему на срок, указанный настоящим Договором, долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в доверительное управление, а Доверительный управляющий обязуется осуществлять управление переданной ему долей в интересах Учредителя управления.

Выгодоприобретателем по настоящему Договору является Учредитель управления <*>.

<*> Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Условие о предмете договора является существенным условием договора (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Существенными условиями договора являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (абз. 2 п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). Наименование юридического лица или гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом, является существенным условием договора доверительного управления (п. 1 ст. 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации).

1.2. Объектом доверительного управления по настоящему Договору является доля (далее - "Доля") в размере _____% уставного капитала Общества с ограниченной ответственностью "_______________", расположенного по адресу: _________________________, ОГРН _______________, ИНН _______________, КПП _______________ (далее - "Общество") <**>.

<**> Состав имущества, передаваемого в доверительное управление, является существенным условием договора доверительного управления (п. 1 ст. 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации).

1.3. Учредитель управления владеет Долей Общества на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, которая должна быть получена в срок не более пяти дней до момента заключения настоящего Договора.

1.4. Настоящий Договор заключен на срок до _______________ <***>.

<***> Срок действия договора является существенным условием договора доверительного управления (п. 1 ст. 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 2 ст. 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет.

1.5. При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей Доверительный управляющий должен действовать добросовестно и тем способом, который является наилучшим с точки зрения интересов Учредителя управления.

1.6. Доверительный управляющий не вправе поручать третьим лицам исполнение обязанностей, возложенных на него настоящим Договором, за исключением случаев, когда:

1.6.1. Получено письменное согласие от Учредителя управления на такое поручение.

1.6.2. Возникли обстоятельства, в которых такое поручение необходимо для обеспечения интересов Учредителя управления и Доверительный управляющий не имеет при этом возможности получить указания Учредителя управления в необходимый срок.

Доверительный управляющий отвечает перед Учредителем управления за действия избранного им поверенного как за свои собственные.

1.7. Заключение настоящего Договора не влечет перехода права собственности на Долю к Доверительному управляющему. Имущество не может быть использовано в какой бы то ни было форме в текущей основной деятельности Доверительного управляющего, и на Имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам Доверительного управляющего.

1.8. Учредитель управления выдает Доверительному управляющему необходимые доверенности в случае представления Доверительным управляющим интересов Учредителя управления в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Доверительный управляющий вправе совершать следующие действия:

2.1.1. Участвовать через своих представителей в работе органов управления Общества с правом решающего голоса.

2.1.2. Осуществлять любые действия по управлению Обществом, которые вправе совершать участник Общества, в том числе принимать решения о реорганизации в любых допустимых законом формах или ликвидации Общества, об утверждении учредительных документов и внесении в них изменений.

2.1.3. Назначать, избирать своих представителей в органы управления и контролирующие органы Общества в соответствии с положениями Устава Общества.

2.1.4. Продавать либо передавать в собственность другим лицам по иным возмездным сделкам принадлежащую Учредителю управления Долю (часть Доли) в уставном капитале Общества только с письменного согласия Учредителя управления.

2.1.5. Осуществлять любые другие действия, вытекающие из права собственности на Долю в уставном капитале Общества.

2.1.6. Предъявлять любые претензии и иски, необходимые для защиты прав и законных интересов Учредителя управления.

2.1.7. Получать вознаграждение в размере, указанном в п. 3.5 настоящего Договора.

2.2. Доверительный управляющий обязан:

2.2.1. Учитывать Имущество Учредителя управления на отдельном балансе, вести его самостоятельный учет.

2.2.2. Совершать сделки с Имуществом от своего имени, но с обязательным указанием на то, что он действует как Доверительный управляющий. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая Сторона информирована о том, что соответствующие действия совершаются Доверительным управляющим, а в документах после имени или наименования Доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.".

2.2.3. Вести обособленный учет доходов, получаемых с находящегося в доверительном управлении Имущества, путем открытия отдельного банковского счета.

2.2.4. Представлять Учредителю управления отчеты о своей деятельности в порядке, установленном настоящим Договором.

2.2.5. Обеспечить высокий профессиональный уровень доверительного управления Имуществом Учредителя управления в соответствии с настоящим Договором.

2.2.6. Передавать Учредителю управления чистые доходы, то есть все выгоды и доходы, получаемые от доверительного управления Имуществом, за исключением средств, направленных на покрытие расходов, связанных с доверительным управлением, налогов, причитающегося Доверительному управляющему вознаграждения, иных платежей и затрат, предусмотренных настоящим Договором либо вытекающих из действующего законодательства Российской Федерации.

2.2.7. При прекращении действия настоящего Договора независимо от основания возвратить Учредителю управления Имущество в течение _____ рабочих дней с момента прекращения.

2.3. Доверительный управляющий не имеет права использовать Долю для оплаты собственных долгов, не связанных с доверительным управлением, либо передавать Долю в залог для обеспечения собственных обязательств, а также отчуждать ее по безвозмездным сделкам.

2.4. Учредитель управления имеет право:

2.4.1. Получать отчеты о деятельности Доверительного управляющего.

2.4.2. Получать все выгоды, доходы, полученные в результате осуществления доверительного управления Долей, за вычетом расходов по доверительному управлению, средств, направленных на возмещение убытков, и вознаграждения Доверительного управляющего.

2.5. Учредитель управления обязан передать Доверительному управляющему Имущество в срок не позднее _______________ с момента подписания настоящего Договора.

Доля считается переданной Доверительному управляющему с момента письменного уведомления Учредителем управления другого участника (участников) Общества о заключении настоящего Договора, а также направления Учредителем управления соответствующего уведомления органам управления Общества.

2.6. Учредитель управления не вправе вмешиваться в оперативную деятельность Доверительного управляющего.

2.7. Если в период действия настоящего Договора Общество будет реорганизовано, Доверительный управляющий продолжит осуществление доверительного управления в отношении принадлежащей Учредителю управления Доли (паев, акций и т.п.) вновь образованного юридического лица (вновь образованных юридических лиц) на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

3. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ И УПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ

3.1. В процессе осуществления доверительного управления Долей Доверительный управляющий обязан уплатить налоги, непосредственно связанные с осуществлением операций по доверительному управлению за счет Имущества, находящегося в доверительном управлении. Если такого Имущества недостаточно, то за счет имущества Учредителя управления, не переданного в доверительное управление.

3.2. Суммы налогов, уплаченные Доверительным управляющим, исключаются им из сумм, подлежащих перечислению Учредителю управления.

3.3. Доверительный управляющий имеет право на возмещение всех расходов, связанных с доверительным управлением, за исключением тех, которые были вызваны его непрофессиональными, непродуманными действиями (п. 4.1 настоящего Договора), если такие последуют.

3.4. Суммы расходов по доверительному управлению возмещаются за счет доходов от использования Доли и подлежат исключению из сумм, подлежащих перечислению Учредителю управления. Документы, подтверждающие произведенные затраты, должны быть направлены вместе с очередным отчетом Учредителю управления.

3.5. Доверительный управляющий имеет право на получение вознаграждения в размере _____% от чистого дохода (доходы за вычетом расходов), полученного в результате доверительного управления. Сумма вознаграждения исключается из суммы, подлежащей перечислению Учредителю управления <****>.

<****> Размер и форма вознаграждения управляющему (если последнее предусмотрено договором) являются существенным условием договора доверительного управления (п. 1 ст. 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении Долей должной заботливости об интересах Учредителя управления, возмещает Учредителю управления убытки, причиненные утратой Доли, а также упущенную выгоду.

Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий Учредителя управления.

4.2. Обязательства по сделке, совершенной Доверительным управляющим с превышением предоставленных ему настоящим Договором полномочий или с нарушением установленных ограничений, несет Доверительный управляющий лично.

Если участвующие в такой сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в порядке, установленном в п. 4.3 настоящего Договора. Учредитель управления в этом случае может потребовать от Доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.

4.3. Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением Имуществом, погашаются за счет этого Имущества. В случае недостаточности этого Имущества взыскание может быть обращено на имущество Доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества - на имущество Учредителя управления, не переданное в доверительное управление.

4.4. Доверительный управляющий не несет ответственности за причиненные убытки, если эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий Учредителя управления.

5. ОТЧЕТНОСТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

5.1. Отчетность Доверительного управляющего состоит из отчета о доверительном управлении имуществом за квартал (далее - "Квартальный отчет") и отчета о доверительном управлении имуществом за год (далее - "Годовой отчет") или отчета о доверительном управлении в связи с расторжением Договора.

5.2. Квартальный отчет представляется Доверительным управляющим Учредителю управления ежеквартально не позднее _____ числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также дополнительно по запросу Учредителя управления. При этом Квартальный отчет составляется по состоянию на последний день каждого отчетного квартала.

5.3. Годовой отчет составляется на последний день года управления Долей.

5.4. Отчет о доверительном управлении в связи с расторжением Договора составляется на дату досрочного прекращения действия Договора.

5.5. Отчеты Доверительного управляющего представляются Учредителю управления посредством факсимильной связи, электронной почтой, почтой, курьером.

5.6. Отчеты Доверительного управляющего считаются принятыми Учредителем управления в случае, если по истечении _____ рабочих дней за днем предъявления Управляющим соответствующего документа Доверительный управляющий не получил от Учредителя управления в письменной форме замечаний и возражений к представленной отчетности.

6. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ, РАСТОРЖЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА

6.1. Все изменения и дополнения к Договору действительны, если совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными представителями Сторон. Соответствующие дополнительные соглашения Сторон являются неотъемлемой частью Договора.

6.2. Все уведомления и сообщения в рамках Договора должны направляться Сторонами друг другу в письменной форме.

6.3. Договор может быть прекращен до истечения указанного в п. 1.4 Договора срока при возникновении следующих обстоятельств:

6.3.1. В случае совершения Доверительным управляющим действий, явно направленных во вред интересам Учредителя.

6.3.2. При отказе Доверительного управляющего или Учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для Доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление Долей.

6.3.3. По взаимному соглашению Сторон.

6.3.4. По иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

6.4. Учредитель управления вправе отказаться в любое время от Договора доверительного управления при условии выплаты Доверительному управляющему причитающегося по Договору вознаграждения за весь период действия Договора.

6.5. При отказе одной Стороны от Договора доверительного управления другая Сторона должна быть уведомлена не менее чем за три месяца до прекращения Договора.

6.6. При прекращении настоящего Договора Доля передается Учредителю управления. Стороны обязаны письменно уведомить о прекращении Договора всех участников Общества, а также направить уведомления в руководящие органы Общества не позднее _____ дней с момента прекращения Договора.

Договор считается прекращенным с момента завершения всех расчетов по Договору.

7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ

7.1. Споры и разногласия, возникающие по содержанию настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешить путем переговоров.

7.2. При недостижении взаимного согласия между Сторонами споры подлежат рассмотрению в суде в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ <*****>

<*****> Наряду с условием о предмете договора, а также условиями, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, существенными условиями договора являются все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, стороны вправе определить для себя любое условие в качестве существенного, при несогласованности которого договор не может считаться заключенным.

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента передачи Доли в доверительное управление и действует в течение срока, указанного п. 1.4 Договора.

При отсутствии заявления одной из Сторон о прекращении Договора по окончании срока доверительного управления Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены настоящим Договором.

8.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру Договора для каждой из Сторон.

8.3. По всем остальным вопросам, не предусмотренным условиями настоящего Договора, Стороны будут руководствоваться положениями действующего законодательства Российской Федерации.

9. АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Видео

образец договор доверительного управления долей в ооо:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Доверительное управление долей в ООО как способ совместить бизнес и госслужбу

    виртуальная юридическая консультация - компетентность доступна

    Доверительное управление долей в ООО как способ совместить бизнес и госслужбу

    Госслужба и предпринимательская деятельность не совместимы. Если гражданин поступает на государственную или муниципальную службу, то он должен прекратить предпринимательскую деятельность. Однако не всегда можно так легко расстаться с бизнесом - на службе может не сложиться, и в таком случае хорошо иметь собственное дело, в которое можно вернуться. Могут быть и другие причины, по которым недавнему бизнесмену не захочется расставаться с бизнесом, переписывать активы и фирмы на родственников или друзей.

    На самом деле все не так страшно, как это можно представить себе на первый взгляд. Бизнес и госслужба вполне могут сочетаться в одном добропорядочном гражданине.

    Какие ограничения в сфере бизнеса установлены для госслужащих?

    Действительно, государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (коммерческой организацией). Но что значит, предпринимательская деятельность? В соответствии с п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Т.е. чтобы считаться предпринимателем, надо как минимум быть зарегистрированным в установленном порядке и заниматься тем, что может или должно приносить доход. Это как раз то, чем не имеют права заниматься госслужащие. Значит, перед тем как поступить на госслужбу необходимо в безусловном порядке прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. И здесь никаких вариантов нет. Правда, это не мешает, к примеру, сдавать в аренду принадлежащему госслужащему квартиру и получать от этого доход.

    Но как быть с деятельностью коммерческих организаций? Сейчас все больше граждан открывают свое дело, иным образом участвуют в хозяйственных обществах, владеют акциями, долями в уставных капиталах. И поступление на госслужбу совсем не означает, что надо продавать свои акции, отказываться от долей в ООО т.д.

    Все это – активы, которые могут приносить доход. Именно этим – возможностью получения дохода, возникновения конфликта интересов и обеспокоен законодатель, принявший нормы, которые устанавливают запреты, связанные с госслужбой. Но на самом деле закон не устанавливает для государственных служащих ограничений по владению долей в ООО, акциями. Закон, конечно, ограничивает госслужащих. Но при этом существует несколько мифов, связанных с госслужбой. Рассмотрим их более подробно.

    Имеет ли право госслужащий владеть долей в ООО (обществе с ограниченной ответственностью)?

    Владеть долей в уставном капитале коммерческой организации (ООО) можно, но нельзя участвовать в деятельности органов управления, т.е. нельзя быть руководителем организации, принимать решения на общем собрании участников общества. Что касается руководства организацией, то здесь все понятно – нельзя быть и директором ООО, и состоять на госслужбе. Много вопрос возникает, почему, к примеру, нельзя самому принимать участие в работе общего собрания участников ООО, принимать решения, голосовать, управлять коммерческой организацией. Все очень просто – все решения участники общества принимают с целью получения прибыли, ради этого и создаются коммерческие организации. Значит, выбирая директора, согласовывая осуществление крупной сделки, распределяя по итогам года прибыль, а также принимая другие решения в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления ООО, владелец доли руководствуется стремлением получить прибыль. В таком случае, управление ООО государственным или муниципальным служащим может привести к возникновению ситуаций, когда могут пострадать интересы государства (региона, муниципалитета). Эта цепочка (личные интересы – интересы государства) не всегда короткая и прозрачная, но как показывает практика, часто реальная. В связи с этим, чтобы не допустить конфликта интересов, законодатель просто установил ряд запретов.

    Какой же выход в таком случае может быть? Чтобы сохранить долю в ООО и не нарушить закон, государственный служащий должен передать свои активы в коммерческих организациях (долю в ООО) в доверительное управление. Такое требование установлено в различных нормативных правовых актах. Так п.2. ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает обязанность госслужащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

    А вот Федеральный закон "О противодействии коррупции" в п.6. ст.11 устанавливает обязанность госслужащего передать в доверительное управление ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) вне зависимости от того, есть ли конфликт интересов. Формулировка указанной статьи такова, что эта обязанность жестко установлена в целях предотвращения конфликта интересов, и не важно, есть ли вероятность конфликта интересов или нет: должен передать в доверительное управление активы – и точка.

    Т.е. в действующем законодательстве наблюдается некоторое противоречие по вопросу о том, всегда ли госслужащий должен передавать в доверительное управление свои активы – доли в ООО, акции и т.д. Пока это противоречие не устранено во избежание крайностей в виде увольнения со службы, госслужащим стоит оформлять передачу активов в доверительное управление, не пренебрегать этой обязанностью.

    Какие изменения в существующем положении о передаче активов госслужащего в доверительное управление ожидаются?

    В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, которым предполагается устранить указанное противоречие. Законопроект внесен еще в 2013 году и принят в первом чтении в феврале 2014 года. В целом законодатель оценил целесообразность его принятия, но пока до процедуры второго и третьего чтения законопроект не дошел и все еще ожидает рассмотрения. В законопроекте предлагается сохранить обязанность госслужащих передавать указанные активы в доверительное управление только в том случае, если имеется конфликт интересов или имеется возможность такого конфликта интересов.

    Некоторые юристы считают, что это откат назад, смягчение антикоррупционного законодательства. Однако стоит понимать, что в любом случае в данном вопросе необходимо прийти к однозначному решению, в каких случаях госслужащий обязан передавать имущество в доверительное управление – всегда или только при угрозе возникновения конфликта интересов. А пока этот вопрос порождает неоднозначное толкование и споры, затруднения в применении законодательства.

    Какое владение активами можно считать конфликтом интересов?

    В законодательстве дано определение понятию конфликта интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

    Проще говоря, конфликт интересов – это ситуация, при которой имеется вероятность, что госслужащий действует или будет действовать в личных целях вопреки общественным (государственным) интересам.

    В качестве примера можно привести случаи владения бизнесом в сфере строительства и ремонта дорог чиновником, возглавляющим какое-нибудь региональное министерство ЖКХ. Вероятность личной заинтересованности такого чиновника налицо, а значит, и конфликт интересов вполне может иметь место. Поэтому в подобных случаях госслужащим однозначно необходимо передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций. При этом вряд ли возможен конфликт интересов, если у госслужащего из сферы ЖКХ имеется фирма, работающая в сфере дополнительного образования. Однако пока в законодательстве имеются некоторые противоречия, госслужащему в любом случае необходимо передавать свои активы в доверительное управление.

    Все ли госслужащие должны передавать активы в доверительное управление?

    Статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в ней нет оговорок, позволяющих сделать иной вывод. Таким образом, можно считать, что все государственные и муниципальные служащие обязаны в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

    Что касается формулировки «в соответствии с законодательством РФ», то у многих возникают вопросы, к чему это уточнение относится, что имел в виду законодатель. Некоторые считают, что это касается установления правовыми нормами случаев, когда передача активов в доверительное управление обязательна, а поскольку пока такие отдельные нормы не приняты, то по их мнению, эту статью не надо применять. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Эта формулировка означает, что доверительное управление должно быть оформлено в соответствии с законодательством. В главе 53 Гражданского кодекса РФ содержатся нормы о договоре доверительного управления имуществом, в т.ч. о доверительном управляющем, о существенных условиях договора доверительного управления. Именно ими госслужащий должен руководствоваться, принимая меры по предотвращению конфликта интересов.

    Конфликт интересов может возникать в силу различных обстоятельств, и законом устанавливается порядок действий в случае, когда государственному или муниципальному служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или даже об обстоятельствах, которые могут привести к конфликту интересов. Для разрешения таких ситуаций создаются комиссии по урегулированию конфликтов интересов. Создание этих комиссий предусмотрено в обязательном порядке на федеральном и региональном уровне, а вот что касается муниципалитетов, то в соответствии с Федеральном законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" создание соответствующих комиссий возможно, но не обязательно.

    Однако, что касается действий государственных и муниципальных служащих, если они владеют активами (долями в ООО, акциями и т.д.), то здесь вариантов действий нет, и решение может быть только одно: передача их в обязательном порядке в доверительное управление. Эта обязанность установлена законом. Поэтому пока данная норма (п.6 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции") не отменена, ни изменена, её необходимо применять.

    Кому госслужащий должен передать активы в доверительное управление?

    Итак, понятно, что госслужащему совсем не обязательно отказываться от доли в ООО, продавать её, выходить из общества, продавать акции. Можно просто передать эти активы в доверительное управление. Но кто может быть доверительным управляющим? На самом деле, совершенно любой дееспособный человек. Обязанность передать имущество в доверительное управление для госслужащих установлена законом. В связи с этим совершенно не обязательно, чтобы доверительным управляющим был индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

    И хотя такая возможность очень часто реализуется посредством передачи активов в доверительное управление близким родственникам, а вместе с этим под сомнение можно поставить и достижение самой цели предотвращения конфликта интересов, все же запретов поступать именно таким образом в законе нет.

    В последнее время высказывается точка зрения, что необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность госслужащих передавать активы в доверительное управление только независимым доверительным управляющим – предпринимателям и юридическим лицам. Главным аргументом такой идеи указывается, что только так может быть достигнута незаинтересованность в использовании должностного или иного служебного положения. Однако с таким подходом сложно согласиться, тем более что эта обязанность установлена законом, и обременять госслужащих еще и требованием заключать возмездный договор доверительного управления с независимым доверительным управляющим будет излишне жесткой мерой, способной привести к обратному эффекту.

    Таким образом, учитывая, что обязанность госслужащего передать активы в доверительное управление установлена законом, то в силу ч. 1 ст.1015 Гражданского кодекса РФ доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

    Значит, госслужащему, владеющему активами, достаточно просто заключить с близким родственником (супругой, отцом и т.д.) договор доверительного управления, причем не обязательно возмездный. Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то руководитель ООО или сам госслужащий должны также уведомить по установленной форме ФНС об изменении сведений об участнике общества – введении доверительного управления долей в ООО. Но даже если никто не сообщит в ФНС о том, что заключен договор доверительного управления, то такой договор будет считаться действительным.

    Итак, бизнес и государственная или муниципальная служба вполне совместимы, но только надо учитывать требования действующего законодательства России и понимать всю меру ответственности.